<-- header__menu -->

Поучение святых отцов на Преображение Господне

 


Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа Иоанна Дамаскина

Прииди, благочестивое собрание, составим ныне празднество, прииди, восторжествуем ныне с вышними Силами. Приидите послушные зову пророка Давида, воспоем Богу нашему, воспоем Цареви нашему, воспоем: яко Царь всея земли Бог, воспоем разумно (Пс. 46, 7). Нынешний день на Фаворе очами человеческими было видено невиданное: видено было тело земное, сияющее Божественным светом, — тело смертное, источающее славу Божества. Ныне слухом человеческим слышано было неслыханное: поелику Тот, Кто являет Себя человеком, объявляется от Небесного Отца Сыном Божиим, единородным, возлюбленным, единосущным. Ныне Творец и Господь всего из снисхождения к рабам облекшийся во образ раба и ставший по естеству и по образу человеком, — ныне именно являет в сем образе красоту Свою. Приидите же, поревнуем и мы послушанию апостолов, последуем с готовностью на голос Христов, исповедаем непостыдно Сына Бога живаго, взойдем на гору добродетелей — и мы узрим славу и услышим неизреченные тайны: ибо воистину блаженны очи, которые видят, и уши, которые слышат то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать, но не получили желаемаго (Мф. 13, 16–17) Итак, приидите и мы, объяснив по возможности слова Божественного Писания, предложим вечерю вам, добрым гостям, приправленную благодатию Того, Кто косноязычным даровал легко и ясно говорящий язык...(далее)

 

Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа преподобного Ефрема Сирина

Своим преображением Господь показал ученикам, как хочет придти в день последний в славе Божества Своего и во плоти Своего человечества. Он возвел их на гору, чтобы показать — кто Сын и чей? Ибо, когда спрашивал их: кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго ? Они отвечали Ему: овии Илию, друзии же Иеремию или единого от пророк. Сего ради и возводит их на гору и показывает, что Он не Илия, но Бог Илиин; и не Иеремия, но освятивший Иеремию от чрева матери, и что Он и не один из пророков, но Господь пророков, и есть посылавший их проповедовать. И еще показывает им, что Он есть Творец неба и земли и Господь живых и мертвых. Ибо повелел небу и свел Илию; повелел земле и восставил Моисея. И возвел на гору учеников, чтобы показать им, что Он есть Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и впоследствии от Девы воплотившийся, родившийся неизреченно и соблюдший нетленным девство родившей, и что где хочет Бог, там побеждаются законы естества... Возвел учеников на гору, чтобы явить им славу Божества и показать им, что Он есть имеющий избавить Израиля, что и показал чрез пророков. И показал ученикам славу Свою, чтобы не соблазнились о Нем, когда увидят Его вольные страдания, которые хотел принять Своим человечеством. Видели Его как человека и не знали, что Бог есть. Знали Его, как сына Марии, как человека, живущего с ними в мире. И Он показал им на горе, что Он есть Сын Божий и Бог. Видели Его, что Он ел и пил, и трудился, и отдыхал, и спал, и страшился, и проливал пот, что было не свойственно Божеству Его, а человечеству. И потому и возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Сына и явил им, что Он Сын Его есть воистину и Бог. Возвел учеников Своих на гору и показал им Царство Свое прежде смерти Своей, и силу и славу Свою прежде страданий, и честь Свою прежде бесчестия Своего для того, чтобы, когда взят будет и распнется, поняли, что не по неволе Он распят будет, но ради любви Своей, для спасения мира. Возвел учеников на гору и показал им славу прежде воскресения Своего для того, чтобы, когда воскреснет из мертвых, уразумели все славу Божества Его, и что не через труды Он принял славу, как проситель, но была слава Его прежде веков со Отцем и Святым Духом, как и говорил Он, идя на вольную страсть: Отче, прослави Мя славою, юже имел у Тебе, прежде мир не бысть. Ту славу Божества Своего, неведомую в человечестве Его, показал совершенно на горе; ибо видели лице Его, как молнию сияющую, и ризы его белы, как снег...(далее)

 

Поучение на Преображение Господне cвятого праведного Иоанна Кронштадтского

Святая Церковь празднует ныне - и мы с нею торжествуем - пресветлый праздник Преображения Господня на горе Фаворской и прославления нашего человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Повторю русскою речью евангелие или всерадостное благовестие Матфея о нынешнем дне, повествующее о событии преображения. - "В то время, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи. Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их, и се, глас из облака глаголющий: сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте...(далее)

 

Слово на Преображение Господне сщмч. Серафима (Чичагова)

Свидетелями Преображения Господа Иисуса Христа были три любимейших Его ученика — Петр, Иоанн и Иаков. Петр — первый по вере, Иоанн — первый по любви и Иаков — первый по терпению и мученическому венцу. Но, как известно, они не оставили нам собственноручных описаний величайшего события в земной жизни Спасителя. Апостол Петр упоминает только в послании своем, что он и другие ученики были на святой горе со Христом, когда принесся к Нему глас Отца Небесного (2 Лет. 1, 16—18). Подробно повествуют святые апостолы Матфей, Марк и Лука, хотя они не всходили вместе с Учителем на Фаворскую гору, не созерцали славы Сына Божия и могли только впоследствии слышать о происшедшем от любимейших учеников, которым Христос рассказывал виденное до Его Воскресения...(далее)