<-- header__menu -->

Слово архиепископа Анастасия в Прощеное воскресенье.

«На протяжении предыдущих недель Святая Церковь подготавливала нас на примере Евангельских притчей, на примере Евангельских событий, готовила нас к тому, чтобы, вновь стать детьми Божиими. «Я называю вас сынами потому, что для вас открыто все то, для чего Я пришел на землю». И вот, на протяжении предыдущих недель, через притчу мытаря и фарисея мы видели, как человек может прийти и получить у Господа прощение, в каких бы прежде грехах не находился, Господь распростирает Свои объятия, чтобы вновь и вновь принять нас в Свое усыновление…

Две недели тому назад мы слышали в наших храмах притчу о блудном сыне. Разве не хочет Господь нашего возвращения в Свои объятия, разве не простирает к нам Свои руки для того, чтобы принять, обнять, облобызать заблудшего сына, которые ушли в страну греха…, которые забыли о цели своего земного странствия и живут только для угождения своей плоти. В этой жизни нам предлагаются два пути: либо путь погибели, либо путь к вечной жизни со Христом.

Для того чтобы Царство Божие было внутри нас, необходим подвиг. Подвиг, который творили святые Отцы, подвиг, который творила преподобная Мария Египетская, отвергшая целиком свою греховную жизнь и, достигшая таких совершенств духовности, такой высоты святости, что, наверное, на протяжение всей многовековой истории христианства не было подобного этому великому светильнику. И таких подвигов мы видим миллионы и миллионы, когда люди шли за Христом. Каждый человек на протяжении своего земного странствия неоднократно уходит от Бога, нарушает Заповеди Божии. Но, все-таки, дай Бог, чтобы на кончине жизни нашей мы осознали, что мы должны возвратиться опять туда, в объятия своего Небесного Отца, чтобы отдать себя во всецелое Ему послушание.

В Древней Церкви были три греха, в которых, если совершил их, должен каждый христианин каяться перед всей общиной, пред той общиной христианской, в которой он родился. Это были страшные грехи. Это были три греха, в которых заключалось в нарушении всего Закона. Но не поступаем ли мы с вами так, когда отходим от Бога? Внушают нам, что можно прожить и без Бога. И живет человек, живет для своей же погибели. И второй грех – измена ближнему своему, это – нелюбовь, это – ненависть, вражда, это убийство ближнего своего. Да, мы не убиваем делом, но мы убиваем ближнего своего своими делами, своими поступками, своим отношением друг к другу. Господь сказал нам, что самая главная Заповедь такая: "возлюби ближнего, возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим и всей душой своей, как самого себя". Любовь к Богу – вот чем отличается жизнь христианина, и чем мы можем руководствоваться в нашей жизни.

Для нас требуется исцеление, исцеление души и тела. Мы причащаемся Тела и Крови Христовой во исцеление души и тела. Но исцеление наступает в Таинстве покаяния. И сейчас, в наступающие дни Великого Поста, такая возможность полного исцеления особенно предоставляется для каждого из нас в Таинстве покаяния. Не надо забывать о том, что пост это подвиг молитвы, поста, добрых дел. Поэтому надо совмещать вот эти три христианских добродетели, чтобы с чистым сердцем мы смогли встретить Воскресение Христово. Сейчас время благоприятное, время спасения. И мы с вами должны начать с благословения Божия этот пост, с добрыми помыслами, с добрыми намерениями, с добрыми помышлениями будем исполнять все то, что будет предлагать нам наша любящая мать – Святая Церковь на протяжении этих сорока дней.

И, как всегда, в этот день, по традиции мы собираемся в наших православных храмах, чтобы испросить друг у друга прощения. А более всего, мне хотелось бы, чтобы вы сегодня, когда придете домой, попросили прощения друг у друга. Семья это малая церковь, это самое святое для вас, что вы имеете здесь на земле. Это – малая церковь. И вот, перед лицом этой малой церкви вы должны сегодня исповедовать свои собственные грехи. Чем вы друг друга обидели, испросить друг у друга прощения и тем самым с благословением начать эту Великую Четыредесятницу.

Для нас, пастырей Церкви, этот день особенный, потому, что в этот день мы как бы подводим итог нашей трудовой деятельности на ниве Христовой. И, к сожалению, мы должны признать, что мы делаем очень и очень мало, чтобы народ Божий возвращался в объятия Отца своего Небесного. Мы рассеиваем своих овец, и они исчезают, утопают и погибают. И вина за вот эту растрату итогов своего собственного стада лежит в первую очередь на пастырях Церкви, и мы сегодня просим у вас, дорогие братия и сестры, прощения за все наши упущения, которые мы сделали пред нашей Церковью, пред каждым из вас. За наше невнимание, за нашу грубость, за наши вольные или невольные какие либо обиды, которые нанесли мы вам, чадам Тела Христова, Телу Христову. Все мы составляем целый организм. И, дай Бог, чтобы вот это исцеление этого организма наступило, наступало в эти святые дни Святой Четыредесятницы. Простите нас за все, в чем мы согрешили перед вами, и помолитесь о наших грехах. Простите и помолитесь!».