<-- header__menu -->

Послания

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

СМИРЕННОГО АНАСТАСИЯ,

АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО,

ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ

Посетил нас Свыше Спаситель наш...
И мы находившиеся во тьме и сени обрели истину.

Наступил праздник Рождества Христова и наполнил радостью всю вселенную. «Ликуют ангели вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь Рождшагося нас ради в Вифлиеме Спаса Господа, яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки.» В ныне празднуемом событии нам дано увидеть Божественную премудрость и совершеннейшую любовь к роду человеческому, предопределенную от века и исполнившуюся чрез Господа Иисуса Христа нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшагося.

И когда исполнилась, «полнота времени» осуществилось все, что о Господе было предречено и возвещено, Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. (Гал.4,4-5)

Сошествие на землю обетованного Мессии - Господа нашего Иисуса Христа явилось источником истинного богопознания. Человечество, подвергшееся первородному греху, возводится в первоначальное состояние, и человек удостаивается быть причастным усыновлению и бессмертию, получает возможность полного богообщения.

Дорогие отцы братия и сестры, поздравляю вас с высокоторжественным праздником Рождества Христова. В этот радостный и спасительный день сугубо воспрославим едиными усты и единым сердцем, «великую благочестия Тайну: Бога явившегося во плоти» (1 Тим 3, 16), от всей души с благоговейным трепетом принесем Богомладенцу Христу теплую молитву любви и благодарения: Нас бо ради родися Отроча младо - Превечный Бог.

Наша Святая Православная Церковь в эти торжественные рождественские дни боговдохновенными, возвышенными песнопениями в честь и славу Рождшагося Господа с огромной благодатной силой касается наших сердец и наполняет нас светлой духовной радостью. Будем неотступно стремиться к тому, чтобы мир Божий, воспетый ангелами, всегда пребывал с нами, как величайшее наше достояние, и чтобы благая воля и взаимная братская любовь торжествовала в нашей жизни и среди народов мира.

Грядущее Новолетие благости и милости Божией да будет по воле Его временем мира и благоденствия для всех живущих на Земле.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.

+ АНАСТАСИЙ.

 

Рождество Христово 2003 г.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

АНАСТАСИЯ, АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО,

 ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 КАЗАНСКОЙ EПАPXИИ

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Святая Церковь два тысячелетия торжественно и радостно воспоминает величайшее событие: Бог сый соединяется плотию нас ради: и распинается и умирает... и паки воскресает (канон крестовоскрестный). Из Священного Писания мы узнаем, что чрез грехопадение человек нарушил союз с Богом, лишил себя мира Божия. Грех положивший преграду между Богом и людьми, умножился и распространился. Пророк и псалмопевец Давид восклицает: «Все уклонились, сделались равно непотребными: нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13, 3.) Апостол Павел пишет: «Осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное сердце их» (Рим.1, 21).

Но мы примирились с Богом смертью Сына Его (Рим 5,10). На Кресте распятый грех наших ради Христос Спаситель произнес: «совершилось!» (Ин. 19,30) - и средостение вражды между Богом и человеком было разрушено. Мы вновь имеем возможность общения с Богом.

Источник мира нашего с Богом во Христе, «Он есть Мир наш» (Еф.2, 14) Но как мы можем обрести этот мир? «Оправдавшись верою, - говорит апостол Павел, - мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5, 1)

Сегодня мы с вами, милостию Божией, вновь празднуем Святую Пасху - праздник веры и торжество любви Творца к роду человеческому. Сегодня по слову святителя IV века Григория, епископа Нисского, между нами нет печальных ныне и праведник радуется, и не очистивший свою совесть имеет упование исправиться покаянием». А выдающийся иерарх прошлого столетия архиепископ Херсонский Иннокентий возвещает: «Ныне в лице Воскресшего Спасителя нам возвращено все потерянное во Адаме величие чад Божиих, вручены все права на Царство Небесное «Ныне все освободились от адовых нерешимых уз».

Вера наша «действующая любовью» (Гал.5, 6) и соединяемая добрыми делами, да укрепляет нас в нашей брани против греха, пороков и страстей, нарушающие наш союз с Богом, восстановленный Христом.

Совесть мирная, ничем не омраченная и спокойная, есть бесценное благо для человека. Она делает его счастливым, среди всех превратностей жизни, поддерживает мужество и твердость духа в самых тяжких и страшных бедах и напастях.

Христианин, твердый в вере, непреклонный в своих христианских убеждениях, согласно заповедям Евангелия, мирен в себе, мирен со всеми, мирен с врагами своими, за зло платит добром, исполняя слово Господне: «Благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5,44)

Бог благословляет миром наши семейные и общественные отношения, дарует нам взаимное доверие. Мир - дар Божий. Плод общения с Богом - мир Божий объединяет нас на пути ко всеобщему согласию и единству.

Воскресе Христос, и чрез Его воскресение мы становимся народом Божиим, народом помилованным (Петр. 2,9) Облекитесь, призывает нас апостол Павел, в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни еллина ни иудея... но все и во всем Христос» (Кол.3,10.11) «Бог от единой крови... произвел весь род человеческий (Деян.17, 26). Сознавая это единство и скрепляющую нас общность гражданских задач, будем с помощью Божией ревностными провозвестниками мира, взаимопонимания, согласия и братской любви в отношениях между всеми народами нашей страны.

Разделяя с вами радость Воскресения Христова, поздравляю всех вас с великим праздником - Святой Пасхой.

Воскресший Господь да приблизится к нам Своей благодатью, да освятит разум и чувства наши и направит их на дела благая и любовью Своей согреет сердца наши, дабы пребывали в нас мир Божий, чистая вера и любовь Христова, и была нескончаемой наша радость о Его воскресении.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!



Анастасий, Архиепископ Казанский и Татарстанский

Казань, Пасха Христова

2003 г.
 

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

СМИРЕННОГО АНАСТАСИЯ,

АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО,

ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ

«Христос раждается, славите,
Христос с небес, срящите»

Торжествует ныне Святая Православная Церковь, торжествует весь православный народ, радостно вспоминая и духовно переживая преславное, величественно-священное событие Рождества Христова.

Мы преклоняем колена нашего сердца пред родившимся в яслях Вифлеемских Богомладенцем-Христом, нас ради человек и ради нашего вечного спасения сшедшим с небес.

Наше светлое торжество неизмеримо, наша рождественская радость невыразима, ибо в Рождестве Христовом явлена миру величайшая любовь Божия к роду человеческому, к каждому из нас: Сын Божий, воплотившийся от Духа Святого и от Приснодевы Марии вочеловечившийся, освободил нас, все человечество от прародительского греха, смерти и тления, чтобы все люди стали сынами и наследниками Божиими, достойными чадами Царствия Небесного.

Господь, в Своем рождении принявший в соединение с Божественной природой человеческое естество, привел нас в теснейшее общение и единство с Богом, обожил нас. Совершилось благодатное возрождение, воссоздание природы человека к новой жизни в Господе Иисусе Христе. Какое это дивное чудо, спасительное для верующих в Господа всех людей всех времен и народов!

В благодарной молитве ко Господу Святая Церковь с восторгом и благоговением прославляет Его как Благодателя, милостивно на земле явившегося в подобии нашем: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земле, яко человек, нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение, небеса – звезду, волсви – дары, пастыри – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас»(Стихира праздника).

Дорогие отцы, братия и сестры, всех вас сердечно поздравляю с великим и радостным праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Молю Господа, да ниспошлет Он всем нам в наступившем Новом году Свои великия и богатыя милости, благословение и всещедрую помощь на дела и труды наши, на мирное и безмятежное житие во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2: 2). Грядущий год принесет и радости, и скорби как Церкви, так и каждому православно верующему христианину. Но мы твердо должны знать и верить в неложные слова Господа, что врата адова не одолеют Церкви Христовой, искупленной Его честною Кровию. Будьте верны Христу, нас ради пришедшему на землю, Его Церкви и «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Петр. 3: 18).

Божией милостью смиренный Анастасий,

Архиепископ Казанский и Татарстанский

Рождество Христово 2004 г.

 

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

СМИРЕННОГО АНАСТАСИЯ,

АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО,

ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ

 

Днесь светло торжествует Православная Церковь, духовно прославляя и величая преславное Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, благоволившего в Вифлиеме явиться миру.

Велика и беспредельна радость православного христианина от сознания премудрости, благости и любви Божественной, явленных нам и всему миру с пришествием на землю Христа Спасителя.

Рождество Христово озарило мир светом разума, принесло людям спасение и явилось источником жизни и бессмертия, любви и мира.

Отец Церкви, святой Афанасий Великий, учит, что Господь Иисус Христос родился и явился человеком, дабы взыскать и спасти погибшего в грехах и научить людей ведению Бога, что в рождестве Своем Сын Божий соединился с нашей природой и соделался Сыном человеческим. Освятив естество человека, Господь сподобил нас воспринять Божественную благодать, возрождающую наши души, чтобы сыны человеческие освободились от прародительского осуждения и вновь соделались сынами Божиими и наследниками Царства Небесного в блаженном единении с Богом.»

Обильны и неисчислимы благодеяния Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Господь открыл ученикам и апостолам ум к разумению Писаний, и вечные истины Христова учения стали достоянием всех людей. Как глубоко трогательны и драгоценны обещания Господни верующим и любящим Его: «Не оставлю вас сиротами. Я с вами во все дни до скончания века» (Ин. 14:18; Мф. 28:20).

Воистину Господь всегда с нами. Он - Глава основанной Им Церкви. И все верующие в Господа Иисуса Христа становятся во святом крещении членами Церкви Христовой и имеют самое непосредственное единение с Господом и Спасителем нашим в таинстве Причащения. И каждый из нас, достойно причастившись Святых и Животворящих Христовых Таин во оставление грехов и жизнь вечную, может сказать по апостолу: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). И тогда переизбыточествуют в нас, в жизни нашей духовные плоды Рождества Христова: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23), и царствует Христос во веки.

В спасительный рождественский праздник мы обращаем свой молитвенный взор к Вифлиемским яслям, к Богомладенцу Христу, и в верующих сердцах трепетно и радостно звучат дивные слова рождественского канона, в которых Святая Церковь призывает всех нас к благоговейному изумлению пред необычайным и чудным явлением на земле Христа Бога нашего: «Таинство странное вижду и преславное: небо - вертеп, престол херувимский - Деву, ясли - вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем»

Дорогие отцы, братие и сестры. От всей души горячо приветствую вас с великим праздником Рождества Христова. Призываю вас благолепно, в духовной радости и с чистым сердцем прославить Рождшагося Господа и принести Ему пламенные чувства любви и благодарения, «нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог!» В эти праздничные дни да наполнится вселенная ангельским гимном: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Да подаст всем нам пришедший в мир Господь в наступающем Новолетии полноту сил духовных и телесных и Свою неоскудевающую помощь в несении жизненного креста.

Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия да пребывает всегда с нами.

Божией милостью смиренный Анастасий,

Архиепископ Казанский и Татарстанский

 Рождество Христово

 Казань. 2007 г.

 

 

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ  ПОСЛАНИЕ

АНАСТАСИЯ, АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО,

ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ

   В храмах всего мира торжественно воспевается славословие родившемуся Младенцу Христу и радостно повторяется полное неиссякаемых надежд для человечества ликование святых ангелов, вестников Неба: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». И это рожденное верою праздничное ликование повсюду – в храмах и в домах – не только детство умиляет, но и зрелому возрасту и старости дает неземное утешение  и радость.

   Это ощущение неземной радости и духовного восторга помогает нам внутренне осознать всеобъемлющее значение пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа, воплотившегося и вочеловечившегося, чтобы создать на земли Царство Божие, в которое могли бы войти все народы; Царство, в котором все равны пред Богом, все – братья, ибо участие в нем определяется не земными преимуществами, а ценностью богоподобной души.

   И на пути в это Царство взоры наши должны чаще устремляться сквозь тысячелетия к чудесному событию Воплощения Сына Божия. Мы вместе с пастырями и волхвами, преклоняя пред Спасителем и Господом нашим Богомладенцем Христом свои главы, должны сорадоваться свершению «великой тайны благочестия – явлению Сына Божия во плоти» (1Тим.3:16).

   «Веселися, Иерусалиме, торжествуйте, вси, любящи Сиона <…> рай нам отверзеся» (ст. на стиховне). Я искренне желаю Вам, дорогой Владыка, преподавателям и воспитанникам вверенной попечению Вашему духовной школы стать причастниками этого Небесного града и пусть свет Вифлиемской звезды осиявает души наши не только сегодня, но и на протяжении всего нашего земного странствия. И пусть концом этого странствия станет для нас Христос, «рождшийся в Вифлееме на спасение наше» (9 песнь канона). «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор. 13:11).

Божией милостью смиренный Анастасий,

Архиепископ Казанский и Татарстанский

Рождество Христово

2008/2009 года

г. Казань

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

АНАСТАСИЯ, АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО,

 ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 КАЗАНСКОЙ EПАPXИИ

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

   Дорогие отцы, братья и сестры! Есть ли на свете слова радостнее этих, приветствие более торжественное и поразительное?! Два слова, но в этих словах - вся наша радость, все наше упование.

   Первое слово – «Христос». Святейший, Светлейший Божественный образ, Лик, который, сколько бы мы ни забывали о нем по человеческой нашей слабости, сколько бы мы от него ни отворачивались, озаряет всю нашу жизнь.

Мы живем в мире, в котором Он жил, проповедовал, учил,  исцелял больных, утешал несчастных, призывал к жизни, в мире, над которым однажды взошло и никогда уже больше не заходило это светлейшее Солнце любви.

   И потому, говоря «Христос», произнося это незабвенное, нестареющее имя, мы каждый раз снова и снова открываем свое сердце той жизни, тому образу мира, той вере, надежде и любви, которые открыл и даровал нам Христос.

Если Христос ходил по нашей земле, если до сих пор звучат в нас Его слова, тогда правда о мире и о нас самих - в Нем, и тогда никакое горе, никакие страдания, никакое зло не смогут быть последней правдой. «Не оставлю вас сиротами, приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить… Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин, 14:18, 19; Ин. 16:22).

   Слышите ли вы, дорогие братья и сестры, эти слова Христовы, эти обещания радости, которую никто не отнимет? Но о чем говорит Христос, о какой радости, о какой встрече с Ним, столь очевидной и несомненной? На этот вопрос отвечает второе слово, второе утверждение пасхального приветствия. Слово это – «воскрес». Каким светом и торжеством наполняется весенняяночь, когда на ликующий возглас  «Христос воскресе!» тысячи голосов отвечают таким же ликующим и несомненным; «Воистину воскресе!», точно с неба из вечности, из вечной Пасхи несутся по всей земле эти жизнеутверждающие глаголы! Вот она, эта встреча, вот радость, обещанная Христом.

   Пасхальная ночь, пасхальная радость говорит о Нем! О том, что Он приходит, живет, живой и исполняющий светозарного блаженства, побеждающий сейчас для тебя, для жизни всего мира!  Вслушайтесь в эту хвалу, что гремит сейчас: «Ныне вся исполнися света, небо и преисподняя, да празднует убо вся тварь восстание Христово».

   С какой высоты падают эти слова: «Где твое, смерть, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос и жизнь жительствует?!» Не смогло, не может все это быть на протяжении двух тысяч лет каким-то коллективным самообманом, и, значит, действительно воскресе и пребывает с нами и среди нас Христос, как Он и обещал: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

   В этом мире, когда нам кажется, что побеждает ненависть, презрение к вечным ценностям, принесенным на землю нашим Спасителем, ободримся

жизнеукрепляющим словом нашего Господа: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12:32). Это Царство сияет в Пасхе, эта любовь Христова обнимает мир, эта жизнь Его в нас

жительствует навеки.

   Воскресший Господь да наполнит этой жизнеутверждающей радостью наши храмы, семьи, дела на соединение нас друг с другом, со всем миром, со всей тварью, ибо для всех изливается свет Его Пасхи. Этот свет изливается на всех нас в Его любви, которая объемлет весь мир, и жизнь Его жительствует в нас навеки!

Христос  воскресе!

Воистину  воскресе Христос!

Божией милостью Архиепископ Казанский и Татарстанский

Казань, Пасха Христова

2011 г.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

АНАСТАСИЯ, АРХИЕПИСКОПА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО,

ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ

Дево днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно:

ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми

хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога

«Велия благочестия тайна Сын Божий явился во плоти» (1Тим. 3:16). Вторую тысячу лет эти слова повторяют христиане по всему миру, , однако не все пытаются войти в эту тайну, познать ее глубину и величие. Сын Божий явился во плоти… Всемилостивый Господь Сам ниспосылает к падшему человечеству Своего Единородного Сына, чтобы всех привлечь к Себе, соединить с Собою и тем прославить нашу природу. За этими догматическими определениями стоит тайна, тайна любви Бога к человеку. Эта любовь простирается на все времена и народы, не ограничиваясь ни временем, ни пространством. Эта любовь приносит в мир единство. Единство, к которому все мы должны стремиться, которого должны искать прежде всего. Созидать единство в себе, со своими ближними, с Богом. Единство с Богом достигается в Таинстве Таинств Церкви – Святой Евхаристии. Ежедневно в наших храмах обновляется «велия благочестия тайна» – Сын Божий являет Себя нам. Святитель Лев Великий писал: «Осознай, о христианин, звание свое и, соделавшись причастником Божественного естества (2Пет. 1:4), недостойным образом жизни не возвращайся к ветхой ничтожности. Помни, Чьей Главы и Чьего Тела являешься частью (1Кор. 6:15). Вспомни, что, исторгнутый из власти тьмы, перенесен ты в свет и Царство Божие (Кол. 1:13)». В святых храмах наших это Царство является нам, но, к сожалению, мы часто остаемся вне этого Царства. Мы готовы искать чудес, преодолевать тысячи километров, чтобы приложиться к какой-либо святыне, но остаемся глухими к призыву «со страхом Божиим и верою» приступать ко святой Чаше. Не может человек именовать себя христианином, избегая причастия, фарисейски именуя себя недостойным. Наше недостоинство должно подвигать нас к более частому приобщению, чтобы достоинство в себе созидать! И именно Евхаристия должна стать центром нашей личной жизни, центром жизни семьи, центром жизни прихода. Сегодня мы призваны к активизации миссионерской, просветительской, социальной работы. Основой для этого служения должна стать Евхаристия. Дух возвышенного единства, мир, который приобретаем мы за Литургией, необходимо нести в мир, который окружает нас. Своими делами призваны мы свидетельствовать миру о Святом Православии. В середине прошлого столетия один замечательный проповедник писал: «В мире царствуют власть и сила, страх и рабство. От них освобождает нас Богомладенец Христос. Только любви, свободной и радостной, только того, чтобы отдали мы Ему наше сердце, хочет Он от нас. И мы отдаем его беззащитному, до конца доверяющему нам Младенцу. В праздник Рождества Христова являет нам Церковь радостную тайну: тайну свободной, никем не навязанной нам любви. Любви, способной и в Богомладенце увидеть, узнать, полюбить Бога и стать даром новой жизни».

Наступил новый год благости Божией для всех нас. Традиционно принято вспоминать о том, что было знаменательного в году ушедшем и желать друг другу благословенных успехов в году грядущем. Ушедший 2011 год запомнится нам различными событиями, связанными с проведением молодежных мероприятий. Фестивали творчества православной молодежи – это площадки для демонстрации той работы, которую изо дня в день проводят преподаватели воскресных школ, действующих при наших храмах. Однако не стоит забывать, что поддержание жизни прихода – это не обязанность его сотрудников, но долг всех членов прихода. Поэтому я призываю всех прихожан как можно активнее участвовать в созидании приходской жизни своими инициативами, советами и предложениями. В завершившемся году мы провели в Казани и Мамадыше две крупные конференции, посвящённые просветителям кряшен. Обращение к людям, стоявшим у истоков формирования самобытной православной культуры этого народа, полезно и назидательно всем нам, особенно молодому поколению. Мы должны с первых дней жизни, с младенчества окружать детей богатством и красотой православной культуры, культуры нашего народа. Проведение праздничных мероприятий в День православной книги и в День славянской письменности и культуры традиционно привлекло множество людей. Надеюсь, что этот интерес будет только увеличиваться с годами, равно как интерес к тем памятникам старины, которыми обладаем мы, жители республики. Грядущий год будет отмечен славным юбилеем – 400-летием прославления Казанской иконы Божией Матери, образа, который чудом сохранял и сохраняет наше Отечество и каждого прибегающего к Заступнице Усердной от всякого зла. Казанско-Богородицкий монастырь, верим, станет центром паломничества всей России и вновь процветет своим убранством и былым великолепием. И долг всех нас посильным образом участвовать в этом возрождении. Своими добрыми делами должны мы ответить на ту любовь, что дарует нам Пречистая Дева, послужившая некогда тайне воплощения Сына Божия. Святитель Григорий восклицает: «Что реку и что возглаголю? Говорить ли еще о Деве-Родительнице? Рассуждать ли еще о новом чудном рождении? Дивиться лишь можно, созерцая дивное рождение, ибо побеждается естества чин и обычные законы вещей, О дивных делах (Божиих) мало сказать, что они более дивны, чем дела природы, ибо природа ничего не может произвести по своей воле, хотя бы и была для того свободна: дивны же все дела Господа, их же восхощет. О, непорочное и неизъяснимое таинство! <…> Видя Бога на земле и человека, вземлемого к небесам, дольние Божественным провидением воздымаются до вышних, вышние, по любви Божией к людям, склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, “вознесе смиренный”».

Сегодня, в светлый день праздника Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, хочу от всего сердца пожелать всем вам, дорогие, помощи Божией в стяжании добродетелей, в стяжании смирения, в стяжании Царства Божия. Приходя в святые храмы и приобретая здесь мир и покой душевный, несите его в мир, созидайте, по возможности, мир со всеми людьми. Делами любви свидетельствуйте о духе христианства, о Святом Православии, чтобы, видя добрые дела наши, все больше и больше людей приходили в спасительную ограду Церкви Христовой. «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с Вами» (2 Кор. 13:11). Аминь.

Божией милостью смиренный Анастасий,

Архиепископ Казанский и Татарстанский

Рождество Христово

2011/2012 года

г. Казань

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

СМИРЕННОГО АНАСТАСИЯ,

МИТРОПОЛИТА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО,

ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ

Христос Воскресе !

Из года в год в наших святых храмах, вот уже около двух тысячелетий, в меру своих возможностей и сил прославляет человечество славное и светлое Воскресение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Прославляет песнопениями, прославляет богослужениями, прославляет словами... Замечателен призыв великого святителя Льва, "чтобы сама жизнь верующих имела в себе пасхальное таинство и прославлялось нравами то, что почитается на празднике" (свт. Лев Великий). Как актуально это в наши дни! Ведь многие из нас все еще остаются христианами только на словах: поздравляя друг друга с праздником Пасхи, они остаются вне спасительного света этого праздника и продолжают ходить во тьме мира. Но сегодня, когда воскрес "воссиявший мирови Свет разума"(тропарь Рождеству Христову), да воссияет и в наших сердцах свет и любовь нашего Господа! Каждый из нас призван к тому, чтобы через сораспятие Христу, через распятие своих страстей и похотей, соумирая Сыну Божию, совоскресать вместе с Ним, Единым Многомилостивым! Уже в этой жизни призваны мы, возлюбленные, перейти "от смерти в живот".

А что для нас жизнь? Что значит перейти в нее? Что скрывается за этими прекрасными словами - перейти от смерти к жизни? Это значит, что до обращения ко Христу, человек ходит обольщенный миром и его путями, ходит по тропам, которые ведут его к погибели, к духовному помрачению, к смерти, а будучи со Христом, человек участвует и в смерти, и в воскресении своего Спасителя. Будучи частью Тела Христова, будучи членами Его Святейшей Церкви, все мы имеем возможность, "восставая невредимо от всех согрешений, приходить предстоящему, недоступному тлению, воскресению плоти во Христе Иисусе Господе нашем, Который живет и царствует со Отцом и Святым Духом во веки веков" (свт. Лев Великий).

И сколь много бы мы не говорили, какой бы словесный дар не имели, мы никогда не сможем в полноте выразить ни Божественную любовь к нам, ни всю тайну Воскресения. "Ибо Божия никтоже весть, точию Дух Божий" (Кор. 2:11).

Но каждый, независимо от того, постился ли он или не постился, может прийти сегодня и стать соучастником торжества великого и славного, ибо Пасха, "она настолько праздников праздник и торжество есть торжеств; настолько превосходит все торжества, не только человеческие, земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды" (свт. Григорий Богослов). Многие из нас с вами, дорогие, более сорока дней в посте и молитве очищали свои души для того, чтобы в единстве суметь воспринять в них этот день; и те, кто сумел пройти «ступенями деятельного восхождения» к этому светлому дню, пусть неослабно продолжают приносить Господу чистый дар своих славословий, неустанно воспевая победу Господа над смертью, торжество вечной жизни и величие Господней любви! Ну, а если по каким-либо причинам кто-то не смог во время сорокадневного шествия нашего по поприщу великого поста принести Богу покаяния слезы, принести Богу сокрушенный дух, тот да принесет сейчас Господу в дар открытое Его славному торжеству сердце. Никто да не остается в стороне от столь славного дня Господня, но «всякий пусть предложит времени свой дар — дар праздничный, большой или малый, но духовный и Богу угодный, сколько у каждого достанет на то сил. "Ибо дар, соразмерный достоинству, едва ли принесут и ангелы" (свт. Григорий Богослов). Но неизменно во все годы празднует весь мир видимый и невидимый дивно воскресшего Христа. И сегодня, и во вся дни желаю вам, возлюбленные о Христе отцы, братья и сестры, стать соучастниками этого прославления, почувствовать в своих сердцах этот прекрасный свет Воскресения Христова, и не только здесь и сейчас, но и в будущей жизни, во время второго пришествия нашего Господа и Спасителя, в вечных его обителях услышать в ответ на животворное "Христос Воскресе» от сонма прославленных Его угодников "Воистину Воскресе Христос"!

Воистину воскресе Христос!

С праздником всех вас, и да пребудет благодать, «спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11), со всеми ищущими Христа!

Божией милостью Митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий

Казань, Пасха Христова

2013 г.