<-- header__menu -->

Архипастыри: Лаврентий, Корнилий(Косма), Иоасаф, Адриан, Маркелл.

Корнилий (Косма) митрополит Казанский и Свияжский с 16 марта 1673 года по 6 августа 1674 года.

 

Троицкий Зеленецкий монастырь.Современный вид.Митрополита Корнилия лишь формально можно считать одним из архиереев, правивших Казанской епархией. Он происходил якобы из «московской боярской семьи», что весьма сомнительно, постригся в Троицком Зеленецком монастыре под Новой Ладогой. С 1665 года был игуменом Тихвинского Богородицкого монастыря, с 1668 года настоятельст-вовал в Зеленецком монастыре. 16 марта 1673 года патриарх Питирим рукоположил его в митрополита Казанского и Свияжского. Но владыка Корнилий не хотел ехать «на погорелое место» (имеется в виду пожар 1672 года, уничтоживший Казанский архиерейский дом и сильно повредивший кафедральный Благовещенский собор). Он полтора года жил в Москве, участвовал в похоронах митрополита Питирима, в Поместном соборе, избравшем нового патриарха Иоасафа, который 6 августа 1674 года назначил его на Новгородскую кафедру. Новгородским митрополитом Корнилий был 20 лет, 3 марта 1695 года удалился на покой в Зеленецкий монастырь, где жил в затворе и полном молчании, скончался 26 февраля 1698 года, погребен в Зеленецком монастыре, рядом с основателем обители преподобным Мартирием. Православные жители Новгородской земли почитают владыку Корнилия, получают помощь по молитвам к нему. Вполне вероятно, что вскоре он будет канонизирован.

 

 

Иоасаф митрополит Казанский и Свияжский с 6 сентября 1674 года, Казанский и Болгарский с 1682 года по 30 января 1686 года.

 

Происхождение и мирское имя митрополита Иоасафа неизвестны. До архиерейства он был архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (упоминается в июле 1671 года). 6 сентября 1674 года недавно (26 июля) поставленный патриарх Иоаким рукоположил архиманд-рита  Иоасафа в митрополита Казанского и Свияжского. Но в Казань владыка Иоасаф прибыл только 6 января 1676 года. Дело в том, что патриарх Иоаким в конце 1674 года собрал Помест-ный собор, продолжавшийся почти до конца 1675 года, на котором присутствовали все епархиальные архиереи.

Спасо!Евфимиев монастырь. Современный вид.В результате Казанская епархия оставалась без епархиального архиерея больше трех с половиной лет. Основной заботой митрополита стало восстановление архиерейского дома и кафедрального Благовещенского собора после пожара, случившегося еще летом 1672 года, при митрополите Лаврентии. Решения Поместного собора 1675 года очень ему помогли. Дело в том, что собор окончательно упразднил монастырский приказ. Церковные собст-венники вернулись к полной экономической самостоятельности. С другой стороны, тот же собор укрепил судебную власть архиереев над духовенством. В случае необходимости архиерей теперь мог привлекать денежные средства, материальные и трудовые ресурсы монастырей. Купола и крыша кафедрального Благовещенского собора при митрополите Иоасафе были впервые покрыты железом. Обгоревшие наружные стены пришлось реставрировать. Архиерейский дом в Кремле и все постройки на архиерейском дворе пришлось восстанавливать заново. Средства архиерейского дома и монастырей были использованы и для восстановления погоревших приходских храмов города.

В начале 1682 года владыка Иоасаф выехал в Москву на вновь собранный патриархом Иоакимом Поместный собор. На нем ему был присвоен новый титул – митрополита Казанского и Болгарского. Это отражение реального положения вещей – к этому времени, через 25 лет после сооружения Закамской засечной черты, территория вокруг Булгара была заселена и реально входила в состав Казанской епархии.

Впрочем, освоение епархии шло и в других направлениях. Осваивались пространства в среднем течении Камы – в 1675 году были основаны приписанные к архиерейскому дому Вознесенский монастырь в Сарапуле и Преображенский в Осе.

В 1683 году Вознесенский мужской монастырь был открыт в Сызрани, а в последний год правления владыки Иоасафа, в 1686 году, в этом городе, которому было всего 11 лет, построили и архиерейское подворье.

В Москве митрополит Иоасаф задержался почти на полгода. Неожиданно умер царь Федор Алексеевич, за этим последовал стрелецкий бунт. 25 июня 1682 года владыка Иоасаф участвовал в коронации царей Ивана и Петра, в 1683 году опять заседал на Поместном соборе.

Митрополит Иоасаф скончался 30 января 1686 г. Погребен в кафедральном Благовещенском соборе у северной стены главного храма.

 

 

Адриан митрополит Казанский и Свияжский с 21 марта 1686 года по 21 августа 1690 года.

 

Точный год рождения будущего Казанского митрополита и последнего в царской России патриарха точно не известен – это вторая половина 1630-х гг. Но зато точно известен день рождения – 2 октября – это день взятия Казани в 1552 году.

Чудов монастырьБудущий патриарх родился в Москве, его мирское имя было Андрей. О происхождении владыки Адриана ничего не известно. Но определенно можно сказать, что он не был выходцем из дворян. Родственниками-архиереями, тем более патриархами, гордились и ни в коем случае не забывали назвать в родословных росписях их двоюродные, троюродные и более дальние родственники. Поэтому нам известны фамилии и мирские имена всех архиереев XVI-XVII вв., происходивших из дворян, как знатных, так и сравнительно простых. Так, родословная патриарха Иоакима (Савелова) известна до мельчайших подробностей. Вряд ли владыка Адриан происходил из привилегированных корпораций крупных предпринимателей – гостей, гостиной и суконной сотен. Эти люди по занимаемому ими месту на общественной лестнице были близки к дворянам, имели фамилии (см. в статье о митрополите Тихоне (Воинове). Скорее всего, родителями владыки были либо московские горожане (посадские), либо очень многочисленные в столице стрельцы или другие «служилые по прибору», то есть не привилегированные.

Впервые имя владыки встречается в 1678 году, когда патриарх Иоаким назначил его архимандритом знаменитого Чудова монастыря в Московском Кремле. Перед этим он какое-то время был иеромонахом в этом же монастыре, но там ли постригся и был рукоположен во иерея – неизвестно. Чудов монастырь был придворным (самым известным его насельником был Григорий Отрепьев – Лжедимитрий I), архимандритство в нем почти всегда было ступенькой к архиерейской кафедре, патриарх Иоаким в свое время тоже настоятельствовал здесь. Во время управления архимандрита Адриана монастырь был перестроен по плану и на средства царя Федора Алексеевича, а уже после смерти Федора под руководством самого архимандрита Адриана был возведен Благовещенский собор (к сожалению, в советское время весь ансамбль Чудова монастыря был снесен).

«Стрелецкий бунт». Вторая четверть XVIII в.Отцу Адриану пришлось пережить стрелецкий бунт 17 мая 1682 года, когда восставшие в поисках скрывающихся «бояр-изменников» обыскали Чудов монастырь и учинили в нем погром. Сам архимандрит Адриан совершил постриг в монашество боярина Кирилла Полуэктовича Нарышкина, отца царицы Натальи и деда Петра I, чтобы спасти его от неминуемого убийства толпой стрельцов. Тревожным летом 1682 года он был при патриархе Иоакиме и дважды ездил в Троице-Сергиеву Лавру к царевне Софье.

Вообще, насколько можно судить по немногим сохранившимся сведениям, своим возвышением он всецело был обязан патриарху Иоакиму, который, скорее всего, видел в нем своего преемника. Именно поэтому он довольно долго управлял Чудовым монастырем – Патриарх хотел поставить отца Адриана не просто на архиерейскую кафедру, а на такую, с которой избирались в патриархи. Этот момент наступил после смерти казанского митрополита Иоасафа. 21 марта 1686 года митрополит Адриан был назначен и 26 марта рукоположен в сан епископа и сразу возведен в сан митрополита Казанского и Свияжского. Уже 28 июля 1686 года владыка Адриан прибыл в Казань.

Сравнительно недолгое пребывание владыки  Адриана на Казанской кафедре не запомнилось сколь-либо важными событиями. Он оставил по себе память богатым вкладом в Благовещенский собор: «При сем митрополите напрестольный крест мусиею с алмазами и прочим камением украшен, второй крест серебряный, маргаритами украшен, да Евангелие александрийской бумаги, золотою ж мусиею и алмазами и прочим дорогим камением устроено, да его ж патриаршего даяния сосуды сребропозлащенные резные с чернью»[1]. Все эти предметы описавший их в конце XVIII века архимандрит Платон (Любарский) видел лично, на них были надписи о вкладе их митрополитом Адрианом. Сохранялись они в Благовещенском соборе и в начале XX века[2] и бесследно исчезли во время большевистской конфискации 1922 года. Митрополит Адриан оставил в соборе и свою золотую панагию, украшенную 24 алмазами, 7 яхонтами, 10 изумрудами и двумя большими жемчужинами[3].

Евангелие – дар митр. Адриана в Благовещенский соборНо чаще владыку Адриана в Казани вспоминали в связи с основанием Кизического монастыря. По инициативе митрополита Адриана в 1688 году на месте, где по сравнительно недавней традиции казанцы ежегодно встречали крестный ход с Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери, была основана небольшая монашеская община во главе с иеродиаконом Стефаном Сахаровым. Позже, в 1692 году, когда владыка Адриан уже стал патриархом, община по его указу была обращена во Введенский монастырь.

В 1693 году в монастырь по распоряжению патриарха Адриана были перенесены частицы мощей девяти Кизических мучеников. Кизик – город в Малой Азии на берегу Мраморного моря, а Кизические мученики – христиане, убитые римлянами в 286-299 гг., почитаются Греческой и Русской Православными Церквами (память 29 апреля). В Россию эти частицы попали в 1645 году, их привез в дар царю Михаилу Федоровичу Кизический митрополит Анемподист.

В Казани же владыка Адриан написал свой известный «противураскольничий» труд: «О древнем предании св. Апостол и св. Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста и на лице своем руки своея персты и кия слагати, и како на себе оный (крест) изображати».

Когда патриарх Иоаким тяжело заболел, владыка Адриан выехал в Москву и последние месяцы правления Патриарха именно он, а не митрополит Сарский и Подонский, как это было положено, управлял делами Патриаршего дома и церкви, присутствовал при кончине патриарха  Иоакима и участвовал в его погребении 18 марта 1690 года. Мирополит  Адриан давно рассматривался как преемник патриарха Иоакима, но на Поместном соборе была некоторая интрига. Вероятным соперником владыки Адриана был митрополит Псковский Маркелл, на которого указывал и молодой царь Петр. Но большинство архиереев стояло за митрополита Адриана, его кандидатуру поддержала царица Наталья Кирилловна, которая с 1689 по 1694 год фактически правила Россией. Владыка Адриан стал патриархом, 24 августа 1690 года он был возведен на патриарший престол. Его соперник митрополит Маркелл был переведен из Пскова в Казань, на место владыки.

Икона свв. мучеников КизическихПатриархом Адриан был 10 лет, скончался 16 октября 1700 года. Его правление пришлось на начало петровских преобразований, перевернувших всю Россию, с его смертью закончилась эпоха патриархов в Русской Православной Церкви. Естественно, патриарха Адриана вспоминали не только в трудах по истории Русской Православной Церкви, о нем писали все историки, изучавшие петровскую эпоху. Полемика вокруг могучей фигуры Петра I сказывалась и на оценках патриарха, против него выдвигалось немало несправедливых обвинений – в излишнем консерватизме, противостоянии всему европейскому, пассивности и т. д. При этом негативно патриарха  Адриана оценивали как поклонники Петра I, так и его противники, считавшие, что патриарх недостаточно твердо сопротивлялся намерениям молодого царя. Такая точка зрения отразилась и в единственной монографии, посвященной патриарху Адриану[4].

Во многом эти претензии несправедливы. Он действи-тельно, был консервативным архиереем, таким же, как его предшественник патриарх Иоаким. Он был непримирим к старообрядцам и инославным исповеданиям. Но называть его «просто неучем»[5] нет оснований. Он категорически не принимал петровских нововведений, но не «боролся» с ними и не «протестовал», потому что эти глаголы – вообще не из лексики отношений между светской и духовной властью того времени. Он открыто выражал свое мнение и о бритье бород, и о строительстве в Москве лютеранской и католической церквей, и по другим вопросам, но не вступал в открытую полемику с царем, а последние годы своей жизни фактически провел в затворе. В книге о казанских архиереях мы не будем подробно характеризовать патриарха Адриана и его деятельность. Наиболее объективно его личность представлена в недавно вышедшей книге А.П. Богданова[6].

 

1. Архимандрит Платон Любарский. Сборник древностей Казанской епархии. – Казань, 1868. – С. 80.

2. Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор. – Казань, 1909. – С. 144.

3. Архиепископ Никанор (Каменский). Казанский сборник статей. – Казань, 1909. – С. 435.

4. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием русской церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913.

5. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – М., 1992. – Т. 2. – С. 255.

6. Богданов А.П. Русские патриархи. М., 1999 – Т. 2.