<-- header__menu -->

Жития святых на Август

[1] [2] [3] [4] [5]


 
30 августа
 

(память 17 августа по старому стилю)

Родом из Ахаии. Во время гонения на христиан императора Декия за обличение идолопоклонства святого подвергли жестоким мучениям. Его бросили в печь, но огонь пожег мучителей, а мученик остался невредимым. После того из тела мученика стали резать ремни и, наконец, отдали на съедение зверям, но звери не тронули св. Мирона. Тогда святого мученика отвели в г. Кизик и там усекли мечом (U 250 г.).


(память 17 августа и 28 сентября по старому стилю)

Алипий Печерский был одним из первых и лучших русских иконописцев, постриженник преподобного Никона (U 1088 г.; память 23 марта/5 апреля), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре.

Иконописанию он учился у греческих мастеров, которые расписывали Печерскую церко-вь. Св. Алипий был очевидцем дивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собой изобразилась икона Пресвятой Богородицы; при этом икона блистала ярче солнца, потом из уст Пречистой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находящейся в верхней части церкви.

Преподобный Алипий писал иконы даром и если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно. Святой никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха. Святой Алипий был известен даром чудотворений еще при жизни. Преподобный исцелил киевлянина, страдавшей проказой, помазав раны больного красками. Много икон, написанных преподобным прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему писать иконы. Один киевлянин, построив церковь, поручив двум инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время, киевлянин обратился с жалобой к игумену на преподобного, и тут только обнаружилось, что святой ничего не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела для них построенная церковь, то иконы остались целыми. В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда святой лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия, который скончался в 1114 г. и был погребен в Ближних пещерах.

Тропарь преподобному Алипию, иконописцу Печерскому

Тропарь, глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах, сих благодеяния спешно, яко искусен художник, всехвальне Алипие, написал еси на скрижалех твоего сердца и сего ради, яко образ, боголепне украшен, священства благодатию, яки златом, обложился еси от Христа Бога и Спаса душ наших.


(память 4 марта и 17 августа по старому стилю)

Мученики Павел и сестра его Иулиания (и с ними — Квадрат, Акакий и Стратоник) пострадали при императоре Аврелиане — около 273 года, в Птолемаиде Филиппийской. Св. Павел присутствовал на торжественной встрече императора, и когда Аврелиан въезжал в Птолемаиду, св. Павел осенил себя крестным знамением. За это он был заточен в темницу, а потом подвергнут жестоким мучениям.

Его сестра Иулиания присутствовала при его истязаниях и начала обличать мучителей жестокости, за что и ее подвергли мучениям. Но хранимые Богом мученики чудесно исцелились от ран. Видя такое чудо, три их мучителя: Квадрат, Акакий и Стратоник — обратились ко Христу. Всем им отрубили мечом голову.


 
31 августа
 

(память 18 августа по старому стилю)

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет “Чудо о Флоре и Лавре”.

Акафист >>


(память 18 августа по старому стилю)

Родом римлянин. Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Ермом и Полиеном. За исповедание христианства был заключен в смрадную темницу; скончался, влачимый по камням и стремнинам. Время страданий неизвестно.


(память 18 августа по старому стилю)

Родом римлянин, пострадал за Христа вместе со св. мучениками Ермом и Серапионом во II веке. За дерзновенное исповедание они были заключены в смрадную темницу в Риме, затем их стали влачить по тесным и непроходимым местам; ударяясь о камни и выступы, святые мученики скончались.


(память 18 августа по старому стилю)

Родился в Армении от богатых и знатных родителей. Под руководством священноинока Илариона он основательно изучил многие науки и преуспел в богоугодной жизни. Когда до Армении дошел слух, что нечестивые императоры Диоклетиан и Максимиан воздвигли в Европе жестокое гонение на христиан, то, горя любовью ко Христу, св. Емилиан решил идти проповедовать язычникам Христа и отдать за Господа жизнь свою.

После кончины родителей святой оставил свой дом и наследство. Взяв с собой учителя Илариона и двух родных братьев свв. Дионисия и Ермиппа, святой Емилиан с евангельской проповедью прибыл в Италию. За свою благочестивую жизнь святой был избран епископом города Требии, где многих неверных обратил ко Христу. За отказ принести жертвы языческим идолам святой Емилиан претерпел многие мучения, в которых Господь являлся мученику и укреплял его.

Около 1000 человек, видя чудеса, бывшие при страданиях святого Емилиана, уверовали во Христа и тут же были умерщвлены мечом. Воины не пощадили даже зверей, которые не тронули мученика.

В это время были взяты на мучения братья св. мученики Дионисий и Ермипп и учитель св. Емилиана — св. мученик Иларион. За отказ поклониться идолам они были жестоко избиты и обезглавлены.

После этого и св. Емилиан был приговорен к усечению мечом. Святой был выведен за город и там обезглавлен. Из раны вместо крови истекло молоко. Священномученик Емилиан и св. мученики Дионисий, Ермипп и Иларион пострадали около 300 г.


[1] [2] [3] [4] [5]