<-- header__menu -->

Жития святых на Февраль

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]


 
25 февраля
 

(память 12 февраля, 20 мая и 5 октября по старому стилю)

Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его, Феодор и Мария, были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве при московском князе Данииле Александровиче, сын и наследник которого, князь Иоанн Даниилович, тогда еще отрок, был восприемником Алексия во Святом Крещении, при котором младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: “Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей”.

Пробудившись от сна, отрок никого не увидел вокруг и сильно удивился тому, что он слышал. С сего времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы, и, желая поработать единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве, и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении, — Алексий. Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год.

С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился, постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия, даже сам Великий князь Московский Симеон Иоаннович и митрополит Феогност сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира.

Когда преставился митрополит Феогност, Великий князь Московский Иоанн Иоаннович, принявший бразды правления после брата своего, Великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал митрополитом святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к святейшему патриарху Филофею. Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Русской Церковью и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга хана татарского Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: “Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю”.

Когда прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам Великого князя Димитрия, он все-таки отправился к хану Джанибеку. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собою, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию.

Еще до прибытия блаженного в столицу монголов царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к столице татар, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром.

Возвратившись из Орды, святой Алексий по прошествии некоторого времени принужден был снова отправиться в Орду. Хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих двенадцать братьев, он хотел идти со своим войском на Русскую землю. Тогда, по просьбе Великого князя Иоанна, святой Алексий отправился в Орду к Бердибеку и своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для христиан, святой Алексий возвратился в Москву, ибо сюда был перенесен святым Петром, митрополитом Киевским, престол Киевской митрополии вследствие частых войн и вторжений варварских народов.

Когда скончался Великий князь Иоанн, на плечи святителя легла опека над несовершеннолетним князем Московским Димитрием Иоанновичем. Власть Великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но решительно отказался исполнить просьбу Великого князя жить во Владимире, оставаясь благопопечительным отцом для юного князя Димитрия Иоанновича. В Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по нескольку ханов, истреблявших один другого; в 1362 году появилось два хана-соперника. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание Великого князя Руси и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира. Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душою всех дел князя Димитрия, трудами святителя росла и крепла власть Великого князя Московского.

Святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Так, он построил на берегу реки Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при сем храме монастырь и ввел в нем общежительный устав. Старейшинство в новой обители он вручил Андронику, ученику святого чудотворца Сергия. Кроме этого монастыря, святитель Алексий построил и другие церкви и монастыри в Москве и в других городах русских. Так, он построил в Москве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного Чуда его, бывшего в Хонех, и устроил монастырь, доныне именуемый Чудовым; здесь святитель заповедал положить свое тело. Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, соделал святитель Алексий во славу Божию и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.

Предузнав о своем отшествии к Господу, святитель совершил Божественную службу и причастился Святых Тайн. Пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года. Святительский престол великий служитель занимал 24 года, всех же лет жизни его было 85. С подобающей честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве.

Спустя много лет обретены были святые и многоцелебные его мощи вполне нетленными. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне. Святые мощи были перенесены в церковь, построенную во имя этого угодника Божия.

От них и доселе источаются, как бы от неиссякаемого источника, многие исцеления и подается святыми его молитвами помощь всем с верою припадающим к ним, по неизреченному милосердию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава вовеки. Аминь.

Акафист >>


(память 12 февраля, 13 октября по старому стилю и во вторник Светлой седмицы)

Иверская икона Божией Матери находится в Иверском монастыре на Афоне с 999 года. В 1648 году в Москву был принесен список с этой иконы.

В IX веке по Р.Х., в царствование греческого императора Феофила, иконы были подвержены всевозможным гонениям. В это время все найденные иконы истреблялись. В то время недалеко от Никеи жила благочестивая вдова вместе с сыном. У нее была чудотворная икона Божией Матери, для которой была устроена церковь.

Царские соглядатаи увидев в церкви икону, потребовали у вдовы денег за молчание. Вдова попросила их дождаться утра. Ночью она отнесла икону к морю и с молитвой пустила ее в море. Святая икона не упала в воду, но встала прямо и отнеслась по волнам к Западу.

Где и сколько скрывался этот чудотворный образ никто не знает, но однажды иноки Иверской горы увидели над морем огненный столп. Это видение повторялось несколько дней. Во сне старцу Иверской обители Гавриилу явилась Богородица и сказала: “Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь”. Наутро все монахи с молебным пением вышли на берег моря, а Гавриил чудодейственно прошел по волнам, принял в свои объятия святую икону и отнес ее в монастырский храм.

На следующее утро, монах зашедший в храм не нашел этой иконы на прежнем месте, и после долгого искания обнаружил ее над монастырскими воротами. После этого случая при вратах обители для этой иконы была построена небольшая церковь.

Чудеса и исцеления исходящие от этой иконы неисчислимы.

Акафист >>


(память 12 февраля по старому стилю)

Св. Мелетий был уроженцем Митилены Арменской. Сперва он был избран во епископа Севастийского, но беспокойный дух граждан севастийских заставил его оставить эту кафедру. По предложению антиохийцев он занял кафедру их города и начал здесь деятельную борьбу с арианами.

О этой борьбе его с еретиками сохранилось следующее предание. Антиохийцы хотели знать, какого исповедания держится Мелетий: православного или арианского. Когда они спросили его об этом, то он в церкви пред всеми исповедал православную веру и православное учение об Иисусе Христе, как Сыне Божием, единосущном и равном Богу Отцу, не созданном, не сотворенном, а рожденном от века Богом Отцем. Услышав это православное исповедание веры, народ возрадовался великой радостью видя на апостольской кафедре такого благочестивого мужа. Когда же народ восклицаниями поддерживал своего архипастыря, к нему подошел архидиакон Антиохийской церкви, придерживавшийся арианского исповедания веры, и дерзновенно заградил ему уста рукой своею. Мелетий, не имея возможности говорить, протянул руку свою народу и перстами исповедал свою веру в Единосущную и Нераздельную Троицу. Прежде всего он показал три перста, знаменуя этим Св. Троицу; затем оставил один перст, пригнув два остальных, чем было изображено единое в трех лицах Божество. Архидиакон, заметив эти жесты Мелетия, схватил его руку, но освободившиеся уста святителя снова исповедали Единую и Нераздельную Троицу. Архидиакон снова заградил ему уста. Так продолжалось долгое время. Православные поддерживали своего архипастыря, ариане же пришли в ярость и изгнали Мелетия из церкви. Благодаря их проискам, император Констанций лишил Мелетия кафедры и сослал его в Армению; на его место был избран арианин Евзой. Впоследствии святой Мелетий, по указу Юлиана Отступника, вернулся Антиохию, но и после этого он несколько раз был изгоняем арианами из Антиохии.

При императоре Феодосии Великом на втором Вселенском соборе 381 г. председательствовавший на нем Мелетий мирно скончался. Присутствовавший на соборе св. Григорий Нисский пред лицом всех собравшихся почтил память св. Мелетия похвальным словом. Мощи св. Мелетия из Константинополя были перенесены в Антиохию, где православные благоговейно приняли их.


(память 12 февраля по старому стилю)

Св. Антоний родился в Константинополе в первой половине IX века от благочестивых родителей. Еще с юных лет в нем была замечена наклонность к священному званию. Будучи двенадцатилетним отроком, он до смерти матери поступил в монастырь, где и проводил весьма строгую жизнь. Против его собственного желания он с течением времени был поставлен в иеромонахи, а затем избран в настоятели обители. Будучи настоятелем, он особенно заботился о нищих и бедствующих, так что сам часто приходил в бедственное положение. Рассказывают, что однажды ему явился человек или, может быть, ангел в виде человека, подал узел с золотом и сказал: «Прими это на нужды тех, о которых ты заботишься». Затем быстро исчез.

В 833 г. Антоний был поставлен патриархом Константинопольским. В этом высоком звании он много добра сделал для церкви. Мирно почил он в 895 году. Вскоре от мощей его совершилось много чудес. Жизнь Антония Кавлея и чудеса от его мощей описаны современником его философом и оратором Никифором.


(память 12 февраля по старому стилю)

Жила с отцом своим преподобным Евгением в начале VI в. в Вифании (северо-западная область Малой Азии). Воспитанная в заповедях Господних, после смерти матери она, вместе с отцом, переодевшись в мужскую одежду, поступила в обитель недалеко от Александрии, где получила имя Марин. Через несколько лет отец св. Марии скончался, и Мария осталась сиротой. С сего времени преподобная еще более стала подвизаться, умерщвляя тело свое многими трудами и воздержанием. Благодатью Божией она до того преуспела в добродетелях, что получила даже власть над духами злобы. Враг рода человеческого, не терпя столь добродетельного жития юной отроковицы в мужском образе, ее любви к Богу, усердия в трудах и иноческих подвигах и неуклонного терпения, восстал на нее. Он научил дочь хозяина гостиницы, согрешившей с одним из постояльцев, оклеветать инока Марина.

По изгнании из монастыря, неповинный Марин пребывал у ворот обители. Сидя здесь без одежды иноческой, он терпеливо переносил и зной, и холод. Входящие в монастырь или выходящие из него спрашивали: «Почему, авва сидишь здесь, перенося сии лишения?»

— «Я согрешил, — отвечал Марин, посему изгнан из монастыря». Между тем дочь гостинника родила отрока, и отец ее, взяв младенца, принес его к Марину, бросил перед ним и ушел. Много претерпела святая, воспитывая младенца: зной и холод, насмешки и скудость во всем, труды и заботы по уходу. По прошествии трех лет братия стала жалеть об «иноке Марине» и упросила игумена снова принять его в обитель. Приняв Марина, игумен велел ему исполнять самые трудные и последние работы в монастыре. Св. Марин исполнял их с великим тщанием, в сокрушении сердца, в полном смирении. Вместе с ним постоянно находился и отрок (впоследствии он принял иноческий сан)

Через три года, по Божиему изволению, святая мирно отошла ко Господу в своей келлии. Пришедшие братия увидели скончавшегося «инока» и рядом плачущего отрока. При приготовлении тела к погребению тайна преподобной открылась. Со слезами просили прощения у усопшей игумен и гостинник, что в своем неведении столь много оскорбили святую. В особо приготовленном месте в монастыре с честью погребли девственное тело непорочной невесты Христовой. Дочь гостинника, мучимая нечистым духом, исповедав при гробе преподобной Марии свой грех, исцелилась. Все, видевшие сие чудо, прославили премилостивого Бога и Его святую угодницу Марию, которая, неведомо для всех, до смерти хранила тайну и многое претерпела ради Царствия Небесного.


(память 12 февраля июня по старому стилю)

6 ноября 1784 года в селе Старые Сенжары Полтавской губернии в семье купца Иоанна Леонтовича родился мальчик. Имя ему при крещении дали Михаил, в честь Архистратига Божия. Род Леонтовичей принадлежал дворянскому сословию, но дед и дядя будущего святителя были священниками.

В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию и как лучший ученик был направлен архиепископом Платоном в Петербургскую духовную академию. В 1814 году, после окончания академии со степенью магистра богословия, он был оставлен в ней адъюнкт-профессором греческого языка. 11 марта 1817 года Михаила назначили секретарем учрежденного при академии строительного комитета, а 30 июля этого года в должности инспектора перевели в Киевскую духовную семинарию, где позднее он стал профессором церковной истории и греческого языка. 28 сентября 1819 года он стал первым инспектором открывшейся Киевской духовной академии.

11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, Михаила постригли в монахи. Постриг совершал митрополит Евгений (Болховитинов). 22 февраля состоялось его рукоположение в иеродиакона, а 25 февраля — в иеромонаха. С 1821 года архимандрит Мелетий — ректор Могилевской духовной семинарии, с 1823 года — Псковской, а с 1824 — снова Могилевской семинарии. В том же году он назначается ректором Киевской духовной академии.

21 октября 1824 года святитель хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря.

С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах академии, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. В личных отношениях с ними он был доступен, чрезвычайно ласков и добр. Один из учеников святителя по Могилевской семинарии свидетельствует, что уже в ту пору его считали святым. Особой заботой святителя было попечение о бедных вдовах и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужение в тюремных церквах. Особенно преосвященный Мелетий заботился о братии Михайловского монастыря. Воспитывая в них дух истинного подвижничества, он говорил: «Смирение — охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».

21 апреля 1828 года святитель Мелетий был переведен на самостоятельную Пермскую кафедру. Здесь он написал «Ставленнический катехизис» для подготовки кандидатов в священство и стал известен своими беседами с раскольниками. Борясь с расколом, владыка Мелетий вел в своей епархии миссионерскую деятельность среди впавших в ересь раскольников. Верующие называли его святым и, когда случалось ему объезжать епархию, выходили навстречу на дорогу и становились на колени перед благословлявшим святителем.

18 июня 1831 года преосвященный Мелетий был переведен в Иркутск. Четыре года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Самоотверженная борьба против полного владычества ламаизма чуть не стоила ему жизни. Подосланный ламами убийца был схвачен в то самое время, когда он уже ворвался в келию преосвященного.

Во время правления в Иркутской епархии святителя Мелетия произошли знаменательные события в истории православия в Сибири. Была основана алтайская духовная миссия. Не без участия святителя Мелетия получили самостоятельность Томская, Енисейская и Камчатская епархии. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов. Он часто объезжал свою обширную епархию, посетил жителей побережий Охотского моря и Северного Ледовитого океана.

Безмерные труды подорвали здоровье святителя, и в 1835 году он был переведен в Харьков, где, как и в Иркутске, он управлял епархией четыре года. И в Харькове уделял он большое внимание духовным учебным заведениям. Он содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. В его лице Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В девять часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды его видели стоящим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали, что он даже не ложился отдыхать.

Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После принятия Святых Таин и слов «Ныне отпущаеши...» святитель осенил себя крестным знамением и со словами «Простите меня» отошел ко Господу.

Преосвященный Арсений в «Летописи церковных событий» пишет, что память святителя Мелетия как архипастыря знаменитого благочестием, необыкновенной кротостью, великодушием и смирением благоговейно чтится жителями Харькова. Он же сообщает, что перед иконой у гроба святителя теплится неугасимая лампада — жертва усердных его почитателей. Почившему подвижнику многие служат заупокойные литургии и панихиды.

В 1948 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена из усыпальницы Покровского монастыря в Благовещенский кафедральный собор, где находится по настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих православных христиан.

21 февраля 1978 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил службу и акафист святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, «утвердить и благословить к употреблению во всех церквах Московского патриархата».

Службу и акафист святому архипастырю составил архиепископ Харьковский Никодим, ныне митрополит, а отредактировал ныне покойный Никодим (Ротов), митрополит Ленинградский.

Рака с мощами святителя, от которых получают верующие благодатную помощь, исцеление душевных и телесных недугов, находится в левом (северном) приделе собора.

Тропарь святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому

Тропарь, глас 4

Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси, от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне, иерархов славо и преподобных похвало, Предвечного Слова усердный благовестниче, сирых и неимущих крове и прибежище. Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси, отче наш, святителю Мелетие, моли Христа Бога спастися душам нашим.


 
26 февраля
 

(память 13 февраля по старому стилю)

Восемнадцати лет от роду, прекрасный собой, он оставил город, своих сродников, отрекся от мирской суеты и поселился в пустыне близ г. Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Слава о его добродетельней жизни распространилась далеко за пределы той страны; все, слышавшие о нем, приходили к нему ради пользы душевной и телесной. Но диавол, враг рода человеческого не мог стерпеть этого и стал различно устрашать его. Преподобный Мартиниан же бы столь крепок в вере, что пребывая без всякой боязни и страха.

Однажды по диавольскому наущению, женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит св. Мартиниана. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Погода была ненастная и святой впустил ее. Он оставил ее во внешней половине келлии, а сам ушел во внутреннюю, заперев за собой двери и, по обычаю своему, ночью воспевал псалмы и молился. Жена же встав, вынула из мешка богатые одежды и все свои украшения и надела их на прельщение святого. Утром святой вышел из своей половины, желая отпустить женщину, но, увидев ее украшенную, смутился. Лукавая гостья стала соблазнять святого, приводя примеры из Священного Писания, что женаты были и праотцы Авраам, и Иаков, и Моисей, и Давид, и все пророки, и влекла его к погибели. Преподобный Мартиниан начал колебаться, помышляя о совершении греха, и даже вышел из келлии посмотреть на дорогу, чтобы утаиться от людей. Но человеколюбец Бог никому не хочет погибели. Он не пренебрег и трудами св. Мартиниана, подъятыми им с юности, вспомнил о молитвах его и оказал ему Свою помощь, вразумляя не осквернять и душу, и тело. Тогда святой зажег костер, встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?» Пораженная терпением и страданием отшельника, женщина раскаялась и со слезами просила простить ее и наставить на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем в монастырь св. Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя этой женщины было Зоя.

Исцелившись от ожогов, преподобный Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины. Но диавол не прекращал своих козней. Он увидел, что в море плывет корабль, где находились и мужи и жены. Он воздвиг бурю, и сильный ветер пригнал корабль к одному камню и разбил его. Все бывшие на нем потонули, лишь только одна отроковица по имени Фотиния успела схватиться за доску и на ней приплыла к той скале, где жил преподобный Мартиниан. Приняв девицу на остров, святой подвижник, в предупреждение искушения, бросился в море, и с помощью Божией два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Скончался преподобный Мартиниан в Афинах ок. 422 г.

Тропарь преподобному Мартиниану Кесарийскому

Тропарь, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне отче Мартиниане, дух твой.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения преподобне отче Мартиниане, моли непрестанно о всех нас.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Мартиниане, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.


(память 13 февраля по старому стилю)

Происходила из Кесарии Палестинской и вела греховную жизнь. Обращенная ко Христу преподобным Мартинианом (V в.), она раскаялась в прежде содеянных грехах и пришла в Вифлеем, в монастырь св. Павлы, где подвизалась 12 лет.

За свою богоугодную жизнь святая Зоя получила от Бога дар исцеления: по ее молитвам исцелилась женщина, у которой сильно болели глаза. Преподобная Зоя мирно скончалась в V веке.


(память 13 февраля по старому стилю)

В море во время шторма корабль пригнало на камни и разбило в щепы. Никто из пассажиров не спасся, кроме одной девицы, которая успела ухватиться за доску и приплыла к скале, где подвизался блаженный Мартиниан. Он помог Светлане (так звали девицу) подняться на скалу. Он рассказал ей о жизни своей на скале, о посещении его три раза в год корабельщиком, благословил девицу, оставил ей хлеб и воду и бросился в море. Дельфины помогли ему достичь земли.

Светлана осталась одна совершать свой подвиг во имя Господа. Через некоторое время прибыл корабельщик, привез хлеб и воду Мартиниану, а застал на скале женщину. Светлана рассказала все корабельщику, от предложения корабельщика перевезти ее в город отказалась, а просила, чтобы он прибыл вместе с женой и привез ей мужскую одежду и шерсть для рукоделия.

Корабельщик исполнил ее просьбу, и Светлана продолжала подвижническую жизнь. Она жила под открытым небом и днем, и ночью, и в зной, и в холод, и восхваляла Господа за свою жизнь.

Ежедневно она возносила двенадцать молитв Богу, а каждую ночь она двадцать четыре раза становилась на молитву. Фунт хлеба служил ей пищей на два дня.

Через шесть лет подвижнической жизни на острове Светлана скончалась. Уже через два месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик с женой, они нашли блаженную Светлану навеки усопшей. Похоронили святую Светлану в городе Кесарии Палестинской.

Тропарь преподобной Фотинии (Светлане) Палестинской

В тебе мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть: преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная мати Светлане, дух твой.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати Светлане, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.


(память 13 февраля по старому стилю)

Св. Симеон сперва был «жупаном», т. е. владетельным князем небольшого княжества, затем сделался великим жупаном Сербии, и наконец соединил под своей властью все земли, где жили сербы. Как и его отец, он находился в некоторой зависимости от византийского императора, но потом сделался вполне самостоятельным властителем Сербии. Все это происходило в XII веке.

Что касается религиозной зависимости Сербии, то необходимо заметить, что Сербия сперва зависела в этом отношении от Рима. Но потом Стефан Неманя (он же и Симеон; Симеон — его иноческое имя, а Неманя — фамилия) увидел, что католичество, чем дальше идет время, тем больше и больше становится и православию, и свободному развитию его народа. Признав это, он решился порвать всякие связи с папизмом и свое намерение привел в исполнение. Прежде всего он торжественно принял вторичное крещение по православному обряду. В дальнейшее время он твердо держался православия, благодаря чему приобрел всеобщую любовь сербов, державшихся православной веры. Поэтому, когда на него нападали враждебные ему жупаны, а также его собственные братья, то народ принимал его сторону. В этой борьбе и Бог не оставлял Стефана без Своей небесной помощи. Так, когда однажды братья привели против него венгерцев, немцев и греков, то одному священнику было видение, утешившее Стефана Неманю. Этому священнику ночью явился некий воин и на вопрос священника, кто он, ответил: «Я раб Христов Георгий, послан я на помощь вашему государю Стефану». И действительно, Стефан одержал над своими врагами блестящую победу. Благодаря этой победе, братья его должны были смириться и отказаться от всяких сношений с папою.

Не меньше настойчивости проявлял благочестивый Стефан и в борьбе с арианством, которое пустило свои корни в Сербии.

Стефан собрал собор, на котором арианство было осуждено; последователей этого нечестивого учения он подверг разным наказаниям, дома и имущество их отобрал в пользу бедных и больных. Главному учителю и начальнику ариан был отрезан язык, не исповедующий Христа Сыном Божиим, и потом он с нечестивыми своими книгами был прогнан. Как ариан Стефан преследовал самым твердым образом, так не терпел он и богомилов, гнал их из Сербии, и они в конце XII столетия скрывались только в ущельях Боснии и Кроатии. Этот благочестивый князь истребил также остатки язычества, которое к его времени сохранилось еще в некоторых глухих местах Сербии.

Благодаря таким мерам благочестивого князя, в Сербии установилось единство святой веры. Чистое христианство вливало жизнь, порядок и крепость и в политическое тело Сербии. Стефан возвратил Сербии коренные славянские поселения, занятые греками, и возвысил народность сербскую, хотя это и стоило ему долгой борьбы.

Любя святую веру православную, Стефан Неманя с усердием строил рассадники христианской веры — монастыри. Свои заботы св. Стефан простирал и на приходское духовенство; он отдал повеление, чтобы население неукоснительно давало духовенству начатки от плодов своих.

Сущность деятельности этого благочестивого князя особенно хорошо представил его сын св. Савва. Последний писал Стефану, своему отцу: «Движимый апостольским духом, ты просветил людей своих православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющаго в Евангелии: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». Стефан принял эти слова к сердцу и решил привести этот совет в исполнение. Он собрал вельмож и выбранных народа и объявил им о своем желании оставить мир и постричься в иноки; ему же должен быть назначен приемник. Напрасно его уговаривали отменить свое решение, он был непреклонен. Вскоре он был, к своей радости, посвящен в иноки с именем Симеона; его примеру последовала и его жена.

Св. Симеон сперва подвизался в монастыре Студеницком, затем перешел на Афон к своему сыну. Здесь он поселился в Ватопедском монастыре. Вместе с сыном он проходил разные подвиги, постился и часто молился Богу. Вскоре ему на ум пришла счастливая мысль —устроить на Афоне такой монастырь, куда могли бы поступать иноками только сербы. Выбирая место для такого монастыря, св. Симеон и св. Савва натолкнулись на опустевший Хиландарский монастырь. Греки, однако, не хотели отдавать им его. Тогда Савва обратился к настоятелю всей горы, и тот предоставил их Хиландар. Хиландарский монастырь был быстро отстроен и получил вскоре права самостоятельной обители. Недостатка в иноках-сербах не было. Но недолго пришлось жить св. Симеону в Хиландаре: всего только 8 месяцев. Чувствуя приближение смерти, он просил братию монастыря молиться за него, перенести тело его в Сербию и не забывать сербской земли и церкви. В полночь, несмотря на свою слабость, он был причащен Святых Таин и облачен во все иноческое одеяние. Наступила великая минута. Сказав: «Слава Богу за все», — он впал в забытье. Утром больному пришли братия, чтобы проведать его. Окружив его, они рыдали, но преподобный с радостным лицом взирал на образ Спасителя и шептал: «Всякое дыхание да хвалите Господа». Мирно скончался преподобный Симеон 13 февраля 1200 года, 86-ти лет от роду.

Мощи его были открыты через год после смерти. Мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. Все видящие это изумлялись и восклицали: «Господи помилуй!» Болящие, одержимые злыми духами, будучи помазаны миром, получали исцеление. Поэтому св. Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «мироточцем».


(память 13 февраля по старому стилю)

Был сначала игуменом в Богородичной Юстиниановой обители в Антиохии. За богоугодную жизнь император Тиверий избрал его епископом на Александрийскую кафедру. Здесь святой много потрудился над обличением и уничтожением евтихианской ереси. По словам святителя Григория Двоеслова, учение св. Евлогия «значительно уменьшило число врагов Церкви и умножило стадо Господне». Скончался святитель Евлогий в глубокой старости около 608 г.


(память 13 февраля по старому стилю)

Священномученик Сильвестр, архиепископ Омский и Павлодарский (в миру Ольшевский Иустин Львович), родился 31 мая 1860 года в селе Косовно Сквирского уезда Киевской губернии, в семье причётника. В 1883 году окончил Киевскую Духовную Семинарию, а в 1887 — Киевскую Духовную Академию. С 1889 года состоит в должности епархиального Киевского миссионера, а с 1890 года он Полтавский епархиальный миссионер, преподаёт в Семинарии. В 1892 году принимает священный сан, не вступая в брак (целибат). В 1910 году отец Иустин постригается в монашество с именем Сильвестр и вскоре возводится в сан архимандрита. 16 января 1911 года отец Сильвестр был хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавского. В 1914 году становится епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. С 1915 по 1920-й годы занимает кафедру Омскую и Павлодарскую, будучи в 1918 году возведён в сан архиепископа. На территориях занятых Белой Армией, не имеющих связи с Патриархией, состоялось Сибирское церковное совещание (в Томске в ноябре 1918 года) из 13 архиереев и 26 членов Всероссийского Собора, на котором было организовано Временное Церковное Управление во главе с Владыкой Сильвестром. Однако, когда город заняли красные, в ночь на 6 февраля 1918 года после крестного хода Святитель был арестован, а его эконом Николай Цикуру (ныне прославлен в Омской епархии), не пускавший пьяных матросов в келью Владыки, убит. Владыка принял мученическую кончину 13 (26 н. ст.) 1920-го года, находясь в заточении в Омске.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]