<-- header__menu -->

Жития святых на Июль

[1] [2] [3] [4] [5] [6]


 
19 июля
 

(память 6 июля по старому стилю)

Монах-отшельник, подвизался в Египетской пустыне. Местом его подвигов была пещера, в которой ранее подвизался преподобный Антоний Великий.

За 60 лет пустынного подвига преподобный достиг высокой духовной чистоты и получил от Господа дар чудотворения, так что даже воскрешал мертвых. У преподобного Сисоя был ученик Аполлос, которому диавол внушил сильное желание священнического сана. В сновидениях ему являлись бесы в образах святителей и хиротонисали его во епископа. Так как святой, зная козни диавольские, воспрещал ученику домогаться сана свыше своего достоинства, то Аполлос тайно ушел в Александрию, чтобы там при содействии родственников получить желаемое. На дороге ему явился в мерзком и гнусном виде бес, который бросился обнимать и целовать его. Будучи не в состоянии выносить смрада бесовского, Аполлос возопил: «Боже, молитвами отца моего Сисоя избави меня от сей напасти». Тотчас бес отступил и сказал: «Я хотел сделать тебя священником, но молитвы Сисоя отгоняют меня от тебя». После этого демон исчез, а Аполлос поспешно возвратился к старцу.

При кончине преподобный Сисой удостоился видения апостольского и пророческого ликов, пришедших сопровождать душу его, а также видения Самого Господа. Лицо праведника озарилось небесным светом, так что братия не дерзали смотреть на него, и келлия наполнилась благоуханием. Скончался преподобный в 429 г.


(память 6 июля и 28 августа по старому стилю)

Подвизался в XIII веке в Киево-Печерском монастыре. О нем известно, что он был схимонах и постник. Мощи его покоятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.


(память 6 июля, 28 сентября (Печер.), в Неделю 3-ю по Пятидесятнице (Белорус.) по старому стилю)

После присоединения Киева к Литве в городе правила семья князей Ольшанских. В середине XVI века у одного из них — князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского умерла дочь Иулиания. Она скончалась девственницей на 16-м году жизни. Отец ее был благотворителем Киево-Печерской Лавры и потому тело княжны погребли близ Великой Лаврской церкви.

В начале XVII века при Печерском архимандрите Елисее (1724 г.), во время копания могилы нашли гроб с нетленным телом девушки. На серебряной дощечке гроба была надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, скончавшаяся на 16-м году». Княжна лежала в гробу как живая, в белом платье, обшитом золотом, со множеством драгоценных украшений. Тело ее перенесли в Великую Лаврскую церковь.

В XVII веке святая Иулиания явилась Киевскому митрополиту Петру Могиле и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам. После этого митрополит повелел положить мощи святой в драгоценную раку с надписью: «По воле Творца Неба и земли живет по вся лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости — врачевство против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный». У раки мощей святой Иулиании совершалось множество чудес и благодатных исцелений. Был при этом случай, когда, пробравшийся в церковь, вор украл с ее мощей драгоценное кольцо, но едва он вышел из дверей храма, закричал страшным голосом и упал мертвым.

Однажды святая дева Иулиания явилась игумену Киевского Михайловского монастыря и сказала ему: «Я — Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание святой Иулиании еще более увеличилось.

В 1718 году мощи святой горели при пожаре в церкви. Останки их были положены в новую раку и поставлены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Святая праведная дева Иулиания стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев Киево-Печерской лавры.


(память 6 июля по старому стилю)

Пострадал за Христа в 269 г. вместе со своими родителями свв. Марином и Марфой и своим братом св. Авдифаксом.

Святые мученики Марин и Марфа и их сыновья Аввакум и Авдиракс были родом из Персии. Они прибыли в Рим для поклонения гробам святых апостолов Петра и Павла. Находясь в Риме, святые посещали христиан, заключенных в темницах, и тайно хоронили тела замученных христиан. Узнав об этом, импе­ратор Клавдий II приказал схватить святых. Увидев в них твердое исповедание веры Христовой и получив отказ принести жертву идолам, он приказал подвергнуть их жестоким мучениям.

Тела святых мучеников Марина, Аввакума и Авдиракса были повешены и строгаемы железными когтями, ребра их были опаляемы огнем. Святая же Марфа укрепляла их увещаниями мужественно переносить страдания за Христа. Затем им отсекли руки и повесили их на шеи мучеников. В таком виде они были водимы по городу. После же всех страданий св. мученики Марин, Аввакум и Авдиракс были усечены мечом, а св. мученица Марфа утоплена в реке.


(память 6 июля по старому стилю)

Он обратил в христианство императорского сановника Астерия, и оба они пострадали за Христа в 269 г. Со святым мучеником Валентином пострадали свв. мученики Марин, Марфа и чада их Авдифакс и Аввакум и с ними Кирин, Астерий и многие другие.


(память 6 июля по старому стилю)

Пострадал за Христа в македонском городе Аполлонии при императоре Нумериане (283-284 гг.) вместе со святыми мучениками Исавром диаконом, Иннокентием, Филиксом, Ермием и Перегрином. Вместе с ними были усечены мечом и уверовавшие во Христа два градоначальника — Руф и Руфин.


(память 6 июля по старому стилю)

Происходил из Фригии (римская провинция в Малой Азии). С юности был наставлен в христианской вере и благочестии. Придя в Неолиду, он творил много милостыни и молитвой исцелял одержимых нечистыми духами. Правитель области Руф принуждал святого принести языческую жертву идолам, но впал в беснование, и св. Коинт исцелил его именем Христовым. Потрясенный Руф в благодарность отпустил святого, наградив его.

По дороге в Пергам святой подвижник был схвачен язычниками, которые стали мучить его за то, что он христианин. Сохраняемый благодатью Божией святой остался жив, исцелился и после своего исповеднического подвига прожил еще десять лет в служении ближним, совершив много чудес. Преставился он в 283 г.


(память 6 июля по старому стилю)

Была родом из Кампании и была взята в плен варварским царем Авцеем. Принуждаемая им принести жертву идолам, св. Лукия решительно воспротивилась этому, за что царь возымел к ней такое почтение, что не только позволил ей исповедовать свою веру, но и сам принял христианство.

Через 20 лет, в 301 г. св. Лукия пожелала вернуться на родину, чтобы там пострадать за Христа. Сопровождаемая царем, она прибыла в Рим, где была усечена мечом вместе с другими мучениками.


(память 6 июля по старому стилю)

Авций (Рикс) был царем (вождем) одного из германских племен. К нему в плен попала св. Лукия, с юных лет посвятившая себя Богу. Сначала царь принуждал св. Лукию к исполнению языческих обрядов, но, видя ее твердость в вере и готовность принять мучения за имя Христово, проникся к ней глубоким уважением и даже предоставил ей и ее служанкам отдельный домик, где они жили в уединении, проводя время в непрестанной молитве. Отправляясь в военные походы, Рикс с благоговением просил молитв св. Лукии и возвращался с победами.

Через 20 лет по особому внушению Божию св. Лукия вместе с царем, оставившим царство и семейство, отправились в Рим, где оба были усечены мечом. Вслед за ними за исповедание имени Христова были обезглавлены Антоний, Лукиан, Исидор, Дион, Диодор, Кутоний, Аронос, Капик и Сатур. Святые мученики пострадали в 301 г.


(память 6 июля по старому стилю)

Пострадал Христа вместе со св. мученицей Лукией и св. мучеником Дионом в царствование императора Диоклетиана, в 301 г.


(память 6 июля по старому стилю)

Богородско-Уфимская икона Божией Матери (копия Казанской, более темных тонов), по преданию, явилась в 1621 г. близ с. Богородского Уфимского уезда (ныне Калининский р-н г. Уфы). В 17-19 вв. именовалась Казанской и Богородской, с начала 20 в. Богородской (Уфимской).

На месте явления иконы забил целебный родник. Икона находилась в Богородской церкви. В конце 17 в. с нее сделан чудотворный список; одна из икон перенесена в Уфимский кафедральный собор. В 30-е гг. 20 в. обе иконы были реквизированы, а именование Богородско-Уфимской иконы изъято из общероссийского списка; с 1993 г. вновь в списке чудотворных святынь Русской Православной Церкви.


 
20 июля
 

Преподобный Фома Малеин
(память 7 июля по старому стилю)

Жил в Византии не позднее XX века. Отличаясь телесной силой и храбростью, святой Фома состоял на военной службе и совершил немало подвигов в сражении с врагами отечества. Однако любовь ко Христу побудила его оставить мир и принять монашеский постриг. Подражая нищете и смирению Господа, он обходил иноческие обители, чтобы получить наставления подвижников.

Когда святой решил удалиться для безмолвия в пустыню, перед ним на небе засиял огненный столп, который предшествовал ему, указывая дорогу. Святому было явление св. пророка Илии, указавшего ему путь. Таким образом преподобный Фома пришел на гору Малея, точное место нахождения которой неизвестно. Поселившись на этой горе, преподобный подвизался в посте и молитве, ведя непрестанную брань с духами злобы. Там святой Фома удостоился Божественных видений и откровений и получил благодатные дары чудотворения и исцеления от недугов. По молитве святого изгонялись бесы из людей. После кончины преподобного Фомы, его мощи прославились многочисленными чудесами.


Преподобный Акакий Синайский
(память 29 ноября и 7 июля по старому стилю)

Жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением, простотой, целомудрием, беспрекословным послушанием своему старцу, который часто укорял его, загружал непомерной работой и нещадно бил. Несмотря на такое обращение, преподобный Акакий кротко терпел невзгоды, благодарил за все Бога и снискал себе благодать Божию.

Прожив в таком послушании 9 лет и поболев перед кончиной, он мирно отошел ко Господу. Его старец через пять дней рассказал о смерти своего ученика одному великому старцу, который поверил, что инок умер. Тогда учитель Акакия привел подвижника к его могиле. Великий старец громко спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?» Из могилы раздался голос послушника: «Нет, отче, не умер, кто переносит послушание не может умереть». Пораженный учитель преподобного Акакия со слезами упал перед гробницей, прося прощение у своего ученика. После этого он изменился нравом, затворился в келлии близ погребения святого Акакия, в молитве и кротости окончил свою жизнь.


Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская
(память 17 мая и 7 июля по старому стилю)

Имя преподобной Евфросинии в миру — Евдокия (“Благоволение”). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини “преисполнило радостию сердца русских”, как говорит летописец.

В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.

Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве “моровая язва”, народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.

Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини — и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.

Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.

Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.

Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного — святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор “Слова о житии...” князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: “Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались.

И вот пришел 1380 год — новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.

В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал “Плач великой княгини по умершем муже” — одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.

Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу.

Людская злоба и клевета не обошли ее. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы — княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и “плоть прилипла к костям”. Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.

Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы — в Кремле — устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря — Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском.

С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?

Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.

В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел “Светозарную Жену”, окруженную сиянием и множеством “молнеиносных воинов”, грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

В 1407 г., после видения архангела Михаила, предвозвестившего ой скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на “иноческий подвиг”, слепец-нищий обратился к ней с мольбой: “Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания”.

Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросинии (“радость”).

А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.

И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была “удостоена прославления”. Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.

По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного — Мария Ярославна — дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен.

Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) — вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) — мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) — супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) — мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц.

Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью.

7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю.

Накануне, после Литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную Литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский U 1918 г.). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.

В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.

В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века.

При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале.

Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства.

Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния: “Радость”. Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.

Молитва преподобной (благоверной княгине) Евфросинии Московской

О преподобная княгине Евфросиние, добрая в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление о нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих, и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людем от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления, подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Тропарь преподобной (благоверной княгине) Евфросинии Московской

Тропарь, глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши и в княжестем чертозе подвижнически поживши, послежде и чертог и чад твоих Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние, и вшедши во обитель, тобою созданную, во иноческом образе многи подвиги показала еси, и святое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси. И ныне, предстоящи Христу Богу, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Вся красная мира сего яко суетная презревши и тело твое постом и бдением изнуривши, непрестаными молитвами Богу угодила еси, преподобная Евфросиние, и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися, слепому прозрение и многим недужным исцеление даровала еси. Темже радостно взываем, глаголюще: слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати Евфросиние, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.


Мученик Герман Диррахийский
(память 7 июля по старому стилю)

Был родом из Италии. Вместе со св. мучениками Папием, Перегрином, Лукианом, Помпеем, Исихием и Саторнином пострадал за Христа во II в. при императоре Траяне в г. Диррахии. За открытое прославление мужества и твердости святого исповедника Астия, епископа Диррахийского (II в.; память 4/17 июня), они были утоплены в море. Тела их, вынесенные волнами на берег, были скрыты там в песке христианами. Спустя 90 лет после сего, святые мученики явились Александрийскому епископу и повелели взять их тела. Тогда епископ с почестями похоронил тела святых и на месте погребения построил небольшую церковь.


Преподобномученик Астион Алмирисский, монах
(память 7 июля по старому стилю)

Пострадал вместе с преподобномучеником Епиктетом, пресвитером, около 290 г., при императоре Диоклетиане. Св. Епиктет, проводивший строгую аскетическую жизнь и прославившийся даром исцелений, обратил ко Христу знатного язычника по имени Астион и крестил его.

После этого они оба удалились на берега Дуная для иноческих подвигов и для проповеди Христа между скифами, которые, видя чудеса их, во множестве принимали святое крещение. Через 17 лет, взятые за это язычниками, свв. Астион и Епиктет после жестоких мучений были усечены мечом.


Мученик Евангел
(память 7 июля по старому стилю)

За веру во Христа был усечен мечом при императоре Диоклетиане (284-305 гг.)


Мученица Кириакия Никомидийская
(память 7 июля по старому стилю)

Пострадала за Христа в Никомидии во время гонения Диоклетиана в IV веке. Святая мученица с твердостью перенесла истязания, молясь Богу. Господь совершил много чудес для вразумления идолопоклонников, и многие из язычников, видя их, обратились ко Христу. Перед казнью св. Кириакия попросила время для молитвы, по окончании которой мирно скончалась, избавленная Господом от рук римских палачей.


Влахернская икона Божией Матери
(память 7 июля по старому стилю)

По преданию, написана евангелистом Лукой и нахо-дилась сначала в Антиохии, потом в Иерусалиме, а с половины V до VIII века пребывала в Константинополе во Влахернском храме, где она прославилась многими чудеса-ми. Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Име-нно с этой иконой патриарх Сергий (610-631 гг.) обходил в 626 г. стены Константинополя с молебнами при осаде столицы варварами. В память этой и других побед, одержанные благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать празднование Похвалы Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста).

Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX в. праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного (U 532 г.; память 5/18 декабря) и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.

Во время иконоборческого гонения в VIII в. благочестивые люди скрыли икону в стене обители Пантократора (Вседержителя), где она оставалась почти сто лет, наглухо заложенная камнями. По особому указанию Матери Божией икону нашли и с торжеством перенесли на прежнее место во Влахернскую церковь. После взятия Константинополя турками в 1453 г. Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 г. прислана афонскими иноками в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В Москве икону встретил патриарх Никон и поставил в Успенском соборе.


 
21 июля
 

(память 8 июля и 22 октября по старому стилю)

Икона Божией Матери “Казанская” явилась в 1579 году в Казани, вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Эта чудотворная икона явилась во сне одной благочестивой девушке, по имени Матрона. В видении Богородица повелела ей сообщить архиепископу и градоначаль-нику, чтобы они взяли икону из земли. При этом было указано и само место. Сон повторялся еще трижды. После того Матрона слышала голос: “Если ты не исполнишь Моего повеления, то я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь”. Начальство не поверило матери и дочери и тогда они сами начали копать в указанном месте. Икона была обнаружена завернутою в кусок сукна. Полагают, что она была зарыта еще до покорения Казани. Слух о чудотворной иконе разнесся по всему городу, и тогда архиепископ в присутствии градоначальника, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Список с иконы был отправлен в Москву. Многие списки с этой иконы прославились в свое время чудесами. Таковы: “Тобольская”, “Каплуновская”, “Вознесенская” и другие.


(память 8 июля по старому стилю)

В миру Неаний, родом из Иерусалима; отец его, знатный римлянин, был христианином, но мать (Феодосия) оставалась язычницей. Рано лишившись отца, юный отрок был воспитан матерью. Получив прекрасное светское образование, он был представлен Диоклетиану (284-305 гг.) в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. К 303 г. Неаний, быв послан в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию, услышал Божественный голос, как некогда Савл на пути в Дамаск. В то же время в воздухе появился сияющий Крест. После видения Неаний ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа.

Его мать донесла о том Диоклетиану, и Прокопий был взят и после страшных мучений брошен в сырую темницу, где ночью явился ему Сам Господь Иисус Христос со святыми Ангелами и совершил крещение страдальца-исповедника, дав ему имя Прокопий.

Стойкость мученика и его пламенная вера низводили обильную благодать Божию на людей, видевших казнь. Вдохновленные подвигом св. Прокопия, пошли под меч палача многие из прежних стражей узника и римские солдаты вместе со своими трибунами Никостратом и Антиохом. Мученическими венцами запечатлели свою веру 12 женщин-христианок, сами пришедшие к воротам Кесарийской претории. Пораженная великой верой христиан и их мужеством, видя непреклонность сына, Феодосия раскаялась, встала в ряды исповедниц и была казнена. Наконец прокуратор, убедившись в бесполезности пыток, приговорил св. великомученика Прокопия к усекновению мечом. Святой великомученик Прокопий пострадал в 303 г.


(память 8 июля по старому стилю)

Святой Прокопий был немцем католического вероисповедания, иност-ранным купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись красотой Православного богослужения, он при-нял Православие, раздал богатство нуждающимся и вступил иноком в обитель преподобного Варлаама Хутынского под Новгородом. Через какое-то время, избегая известности, он удалился в город Устюг. Здесь он избрал трудный подвиг юродства Христа ради, т. е. притворился безум-ным, чтобы приобрести совершенное смирение. Так он стал первым юродивым на Руси. Много скорбей пришлось вынести ему при выполнении своего трудного подвига. С тремя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на папертях или просто на земле. Принимая милостыню от сострадательных, он никогда ничего не брал от богачей, нажившихся неправдой, хотя был голоден и по несколько дней оставался без всякой пищи. Однажды во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, блаженный искал приюта. В домах его не принимали. Даже собаки, около которых он хотел погреться, убегали от него. Прокопий замерзал. Внезапно повеяло неземной теплотой, и ангел коснулся его лица. От этого блаженный согрелся и окреп. Об этом чуде блаженный поведал клирику соборного храма Симеону и просил не разглашать о том до его кончины.

За свои подвиги блаженный удостоился дара прозорливости. Однажды он поклонился трехлетней девочке и сказал ее родителям: “Вот мать великого святого”. Она стала матерью святителя Стефана Пермского. В 1290 г. блаженный в течение недели ходил по городу, призывая жителей каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры (Быт. 19). Ему никто не верил. Вдруг на небе появилось зловещее облако. Оно все росло, так что день превратился в ночь. Молнии сверкали, гром перекатывался, сотрясая стены зданий, так что не слышно было человеческих голосов. Настало предчувствие гибели. Жители бросились в соборный храм, где блаженный уже молился перед иконой Благовещения Богородицы. На глазах у всех совершилось чудо: по иконе потекло миро, в знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. Благоухание наполнило храм. Мира от чудотворной иконы натекло столько, что им наполнили церковные сосуды. Помазавшиеся им получали исцеления от разных болезней. После этого посвежел удушливый воздух и выглянуло солнце. В 20 верстах от Устюга, в урочище Котовальском, тучи разразились градом и молниями. Град поломал вековой лес, не принеся, впрочем, вреда ни людям, ни скоту. В память избавления города от гибели было установлено празднование Устюжской иконы Божией Матери.

В беседе с благочестивыми людьми каждое его слово и действие было наставлением и предостережением. Скончался праведный Прокопий в глубокой старости в 1303 г. у ворот Архангельского монастыря. Над его могилой совершались многие чудеса. Записаны и явления угодника Божия.

Молитва блаженному Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу

О, великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Прокопие! Тебе молимся и тебе просим: молися о нас ко всемилостивому Богу и Спасу нашем Иисусу Христу, да пробавит милость Свою к нам недостойным и дарует нам вся, яже к животу и благочестию потребная: веры убо и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, земли плодоносие, воздухов благорастворение и во всем благом благое поспешение. Царствующия грады, град твой Устюг и вся грады и веси Российския предстательством твоим соблюди невредимы от всякаго зла. Всем православным христианом, тя молитвенно призывающим, комуждо по нуждам их, потребная даруй: болящим исцеление, скорбящим утешение, бедствующим поможение, унывающим ободрение, нищим снабдение, сирым призрение, всем же нам дух покаяния и страха Божия испроси, да, благочестно скончавше временное сие житие, сподобимся благую христианскую кончину получити и царствие небесное со избранными Божиими наследовати. Ей, праведниче Божий! Не посрами упования нашего, еже на тя смиренно возлагаем, но буди нам помощник и заступник в жизни, в смерти и по смерти нашей: да, твоим предстательством спасение улучивше, купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа, и твое крепкое заступление о нас, во веки веков.

Тропарь блаженному Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу

Тропарь, глас 4

В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества приял еси, блаженне, молитвами, бдением и пощением тело свое изнурив, душу же возвысив на Небесная, Царя всех Христи Бога славы зрети сподобися и неувядаемым венцем увязеся. Емуже с лики святых предстоя, за люди своя моление предлагая, тепле пролия слез источник, избавил еси град Великий Устюг и люди своя от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти. Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти: о Прокопие чудоносне, ходатай нам буди ко Господу во дни нашедших печалей, рабом твоим, и молися, да спасет души наша.


(память 8 июля по старому стилю)

Нетленные мощи праведного Прокопия были обретены в XVII веке близ приходской Устьянской Введенской церкви Вологодской епархии и положены в церкви, где находились в течение двухсот лет в открытом виде, источая многочисленные чудеса. О происхождении и житии этого святого угодника Божия сведений не сохранилось, но имя его стало известно: он сам открыл его в видении благочестивому местному жителю Савелию.

В связи с увеличением числа чудесных исцелений, мощи праведного Прокопия были освидетельствованы в 1696 (или 1645) г., 1739 г. и в 1818 г., после чего установлено повсеместное празднование памяти святого — 8/21 июля.


 
22 июля
 

(память 9 июля и 9 февраля по старому стилю)

Родом из Антиохии. Когда он увидел Иисуса Христа, сотворенные Им чудеса, которые потрясли его, услышал Божественное учение, то уверовал в Него как Сына Божия. Панкратий сблизился с учениками Господа, особенно со святым апостолом Петром. После вознесения Спасителя один из апостолов пришел в Антиохию и крестил родителей Панкратия и весь дом их.

По смерти родителей Панкратий ушел в Понтийские горы и стал жить в пещере, проводя дни в молитве и глубоком духовном размышлении. Св. апостол Петр, однажды проходя по тем местам, встретил Панкратия в Понте, взял его с собой в Антиохию, а затем в Киликию, где находился св. апостол Павел. Там святые апостолы Петр и Павел рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении.

Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа, совершая многие чудеса. В течение одного месяца он построил храм, где совершал богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру. Язычники, возненавидевшие кроткого пастыря за его проповедь о Христе, внезапно напали на Него и побили камнями. Мощи святителя находились в храме его имени в Риме.


(память 9 июля и 6 сентября по старому стилю)

Жил при императорах Диоклетиане (284-305 гг.) и его соправителе Максимиане (305-311 гг.). Как христианин, он предстал перед судом и после допроса был брошен в темницу. Освобожденный чудесным образом св. Кирилл по повелению свыше прибыл в Рим, где оказал большую помощь Церкви своей проповедью. Когда же началось гонение, св. Кирилл отправился в Иерусалим для поддержания духа находившихся там христиан. По дороге он имел видение и получил повеление не миновать Крит. На острове его избрали епископом города Гортины и за долгие годы святительства он многих обратил от тьмы язычества к свету истины. В глубокой старости св. Кирилл был взят за это на суд и ввержен в огонь. Господь чудесно сохранил его невредимым, и он был освобожден. Обратив после того многих ко Христу, святитель в возрасте 90 лет был усечен мечом.


(память 9 июля по старому стилю)

Подвизался в пустыне Египетской. Пострадали вместе с преподобномучеником Коприем и мучеником Александром при императоре Юлиане Отступнике (З61-363 гг.). Император, совращая святых в язычество, говорил лукаво, будто и он раньше служил Христу, но понял, что спасение могут дать только языческие боги. И Коприй, прельстившись обещаниями царя, начал было отходить от Христа, но молитвами и слезными увещаниями своего старца Патермуфия познал свое падение, раскаялся и вновь исповедал себя христианином.

Император приказал подвергнуть святых подвижников жестоким мучениям. Один из воинов, по имени Александр, видя ужасные страдания преподобных, уверовал во Христа и был приговорен к сожжению. Святые Патермуфий и Коприй были усечены мечом.


(память 9 июля по старому стилю)

Жил в IV веке. Патермуфий сначала был язычником и атаманом шайки разбойников, но потом, обращенный ко Христу Божиим видением, он раскаялся, принял святое крещение, удалился в пустыню и, отчистив свою душу покаянием, удостоился дара чудотворения. Всю последующую жизнь преподобный посвятил служению больным и погребению умерших. Преподобный Коприй, пресвитер, был очевидцем подвигов преподобный Патермуфия, сказателем его чудес и сам имел дар чудотворения.


(память 9 июля по старому стилю)

Жил в конце VIII — начале IX вв. Родился святой в городе Едессе (ныне Урфа, в Турции); рождение Феодора было испрошено у Господа усердными молитвами его родителей, поэтому он и получил имя Феодор — «дар Божий». При обучении грамоте св. Феодор сначала не имел никакого успеха, тогда он обратился с теплой молитвой к Богу и в скором времени превзошел в учении всех своих сверстников.

Однажды, перед литургией, отрок спрятался в алтаре под престолом и здесь, молясь, заснул. Началось архиерейское служение. Феодору снилось, что светоносный юноша питает его медом и вручает архиерейский жезл. Пробудившись от сна, он вышел из-под престола и по требованию изумленного архиерея рассказал обо всем. Уразумев, что этот отрок будет пастырем Церкви, архиерей причислил его к церковному клиру.

После смерти родителей св. Феодор удалился в Палестину, принял монашество в обители преподобного Саввы Освященного и подвизался здесь 36 лет (из них 24 — в затворе). После смерти Едесского епископа против своего желания он был поставлен во епископа в Едессе. Во время его хиротонии произошло дивное чудо: белоснежный голубь долго парил под куполом храма, а потом опустился на голову поставляемого. Вступив на святительскую кафедру, святой отдал новому служению все свои силы и дарования и много потрудился над искоренением ересей, смущавших тогда христианский мир. Духовным утешением его было общение с прозорливым столпником Феодосием, по благословению которого святитель предпринял путешествие в Вавилон к калифу Мавию с просьбой оградить едесских христиан от притеснений. Святитель Феодор исцелил Мавия, обратил к истинной вере и крестил его (позже Мавий принял мученическую смерть от своих подданных). Извещенный о своей кончине видением, святитель устроил дела Едесской кафедры, вернулся в обитель преподобного Саввы, где начинал иноческий путь, и мирно скончался 9 июля 848 г.

Из творений святителя Феодора сохранились так называемые «Сто глав деятельных», то есть правил аскетической жизни, написанные им для братии лавры.


 
23 июля
 

(память 10 июля по старому стилю)

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, оказалась в Грузии. Она хранилась в сокровищнице собора Светицховели в городе Мцхета вплоть до XVII века, когда персидский шах Аббас I вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар царю и патриарху Филарету. Впоследствии две части ее находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась в Успенском соборе в Москве, малые частицы в Киево-Софийском соборе, Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.


(память 10 июля по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Александром, Маврикием, Антонием, Даниилом, Ианикитой, Сисинием, Менеем, Вириладом и прочими 45 мучениками около 319 года в г. Никополе Армянском, при императоре Ликинии. Когда нечестивый император издал указ о гонении на христиан, в Никополе и его окрестностях более 40 христиан решили добровольно принять мученическую кончину за Христа. Святых мучеников подвергли жестоким пыткам и ввергли в темницу, где они изнемогали от нанесенных ран. Но Господь укрепил страдальцев явлением Ангела. На следующее утро мучитель приказал сначала отсечь мученикам руки и ноги, а затем бросить их в огонь, а оставшиеся после сожжения кости бросить в реку. Приказание игемона было тут же исполнено.

Многие мученики умерли после отсечения рук и ног, но некоторые еще были живы. Живых и умерших мучеников бросили в костер, а прах от сожжения — в реку Ликос. По промыслу Божию течение реки не разнесло святые останки, и христиане с честью погребли их.


(память 10 июня, 10 июля и 28 августа по старому стилю)

Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Однажды он силой своей молитвы связал воров, пришедших в монастырский сад, и они три дня не могли двинуться с места. Когда же они раскаялись, преподобный отпустил их.

После многих трудов и подвигов преподобный мирно скончался и был погребен в Дальних (Феодосиевых) пещерах.


(память 2 сентября, Антония - 10 июля и 28 сентября (Печер.), Феодосия - 3 мая, 14 и 28 (Печер.) августа по старому стилю)
 
Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале II века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.
 
Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.
 
За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня” (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. “Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?” — “Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь”.
 
Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.
 
Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.
 
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.