<-- header__menu -->

Жития святых на Июнь

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]


 
16 июня
 

(память 3 июня по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Дионисием, Клавдием, Ипатием и Павлом в Византии ок. 270-275 гг. Св. Лукиллиан раньше был языческим жрецом; в старости, убедившись в ложности языческой религии, всей душой обратился к вере во Христа Спасителя и крестился.

Безбоязненно проповедуя, он обратил многих язычников ко Христу. По доносу иудеев его схватили и за отказ возвратиться к идолослужению его били палками, а затем заключили в темницу, где он встретил четырех отроков - Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия, которые, подобно ему, оставили идольские прелести и явились твердыми исповедниками за веру Христову. После ввержения в разожженную печь, в которой Господь сохранил их невредимыми, св. мученики были отосланы в Византию, где св. Лукиллиан распят был иудеями на кресте, а святые отроки усечены мечом.

Свидетельницей подвига святых мучеников была святая дева Павла, посвятившая себя служению узникам-христианам, доставляя пищу, лекарства, омывая и перевязывая им раны, погребая тела мучеников. После кончины св. Лукиллиана и четырех отроков она, возвратившись в Никомидию, продолжала свои подвиги служения и наконец была взята и после тяжких мучений усечена на том месте, где пострадали святой Лукиллиан и отроки.


(память 15 мая, 23 мая и 3 июня по старому стилю)

Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.

В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июня 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.


(память 3 июня по старому стилю)

Знатный римлянин, обращенный ко Христу св. апостолом Петром и поставленный во епископа св. Климентом Римским. За свою строгую подвижническую жизнь святой получил от Бога дар врачевания недугов и чудотворения, и такую власть над бесами, что они слушались его с одного слова.

По смерти апостола Петра св. Лукиан проповедовал Евангелие в Италии, Галлии и Бельгии вместе с пресвитером Максианом и диаконом Иулианом. Св. Лукиан пострадал за Христа в Бельгии при императоре Домициане (81-96 гг.); он после жестокого бичевания был усечен мечом.

После своей кончины святой, хотя и мертвый телом, восприяв от Бога силу движения, встал на ноги, и, взяв отсеченную голову, прошел около трех поприщ (более 2 км) и, перейдя по водам реку Фару, достиг места, избранного им себе для погребения, где возлег и почил.


(память 3 июня по старому стилю)

Спутник священномученика Лукиана (память 3/16 июня); проповедовал Евангелие Христово в Испании. Пострадал за Христа при императоре Домициане (81-96 гг.).


(память 3 июня по старому стилю)

Спутник священномученика Лукиана (память 3/16 июня), вместе с ним проповедовавший Евангелие в Галлии. Пострадал за Христа при императоре Домициане (81-96 гг.).


 
17 июня
 

(память 4 июня по старому стилю)

Будучи «непорочен и честен», «кроток и незлобив», «весь украшен добродетельными светлостями», он пользовался великим уважением св. равноапостольного Константина Великого († 337; память 21 мая/3 июня), имел от Бога дар прозорливости и стал первым патриархом Константинопольским. Он управлял Церковью 11 лет и скончался в 326 году в возрасте 117 лет.


(память 4 и 14 июня по старому стилю)

Один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского († 1392 г.; память 5/18 июля; 25 сентября/ 8 октября). Ревнуя жить в безмолвии, он, по благословению своего наставника, ушел в пустынное место для подвигов отшельничества. И за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, в глуши дубового леса на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию.

В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного. Подвижническое житие преподобного Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые вскоре собрались, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды. В это время преподобный Сергий посетил его и благословил основание обители. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, «пеш» нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша, а за обителью осталось навсегда название Пешношская.

В 1391 г. преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста. Но строгий по отношению к себе, преподобный был милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем. По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий, поэтому эта местность названа была «беседа».

Преставился преподобный Мефодий 14 июня 1392 г. и был погребен в основанной им обители.


(память 4 июня по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Фронтасием, Северином и Силаном в Галлии при императоре Клавдии (41-54 гг.).

Посланные епископом Фронтоном на проповедь Евангелия, святые были схвачены язычниками и подвергнуты жестоким мучениям: в голову каждого мученика, по подобию тернового венца, вбили по 9 гвоздей и пригвоздили их к столбу, а потом усекли мечом.

Господь показал на святых дивное чудо: тела мучеников при наитии на них Св. Духа ожили, и каждое, взяв в руки свою отсеченную голову, встало на ноги и пошло к реке Ил. Перейдя реку, как по суху, они взошли на высокий холм, где стоял храм Богородицы и находился епископ Фронтон. Положив головы к ногам епископа, тела снова стали мертвыми и были с честью погребены христианами. 


(память 4 июня по старому стилю)

Сын пресвитера, был воспитан в благочестии и вере Христовой. Вместе с отцом св. Конкордий нес подвиги поста и молитвы, раздавал щедрую милостыню нуждающимся. Слава о его благочестивой жизни дошла до начальника Тусской области Торквата. Призвав святого, он убеждал его отречься от Христа, обещая сделать жрецом языческих богов, а св. Конкордий убеждал Торквата обратиться к истинному Богу — Иисусу Христу. Мученика избили и бросили в темницу.

Епископ Анфим упросил отпустить к нему узника. Святой Конкордий прожил у него долгое время и был посвящен во пресвитера. Когда Торкват снова призвал святого и спросил его, что он думает о своей жизни, святой ответил, что жизнь для него — Христос, и сам преклонил голову под меч. Кончина его последовала около 175 г. Мощи покоятся в Италии, недалеко от города Сполето.


(память 4 июня по старому стилю)

Был распят за Христа на кресте в Македонии в царствование Траяна, в начале II века.


(память 4 июня по старому стилю)

Был родом из Киликии и монашеский принял постриг на Синайской горе. Удалившись в пустыни Ливии (в северной Африке), святой получил откровение о будущем епископстве. Затем святитель Зосима удалился в пустыню Порфион (в Финикии). Там он подвизался два года и по повелению Божию вернулся на Синай. Он был рукоположен во епископа Вавилонского (в Египте). Пробыв много лет на епископской кафедре и предвидя близкую кончину, святой возвратился на гору Синай, где и скончался в VI веке.


 
18 июня
 

(память 5 июня по старому стилю)

Более 50 лет святительствовал на Тирской кафедре. При нечестивом императоре Юлиане, воздвигшем гонение на христиан, претерпел разнообразные мучения и страдания ради Христа и предал в руки Господа блаженную душу свою имея 107 лет от роду. Полагают, что местом его кончины был г. Одисс в нижней Музии (ныне Варна). После себя святой оставил различные, весьма важные для христиан, сочинения на греческом и латинском языках. Он составил житие пророков и апостолов. 


(память 5 июня и 19 сентября по старому стилю)

В крещении Георгий, в иночестве Гавриил. Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

1 августа 1146 г. умер князь Всеволод, горделивое княжение которого не любили киевляне, но оно послужило для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам. Св. Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в «поруб». Это случилось 13 августа. Все его княжение продолжалось всего две недели.

В порубе (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве. Но год спустя, в 1147 г., киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир старались вразумить и предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика.

Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери св. Игоря и потащили его на расправу. Ожесточение толпы было столь велико, что даже мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию. Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре св. Симеона, на окраине Киева. В 1150 г. князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед биением, стала называться Игоревской, празднование ей 5/18 июня.


(память 5 июня по старому стилю)

Родом грек, хиротонисан в 1155 г. В 1158 г., оставив митрополию из-за неприязни князя, он удалился в Чернигов, где в 1159 г. скончался. Перед смертью святой Константин отдал епископу Антонию запечатанную грамоту, в которой завещал тело его не предавать погребению, а извлечь из города и бросить на съедение псам. «Я согрешил, из-за меня произошел мятеж, пусть будет за это на мне рука Господня, пусть я пострадаю, да отвратит Господь несогласия и раздоры от народа Своего», — писал митрополит в завещании. Когда епископ Антоний огласил грамоту, то все пришли в страх и ужас, но не осмелились пренебречь приказанием митрополита и исполнили все, что было повелено.

На третий день же принесли тело его в город с великой честью и положили в церкви Святого Спаса. Великое знамение Господь проявил над блаженным митрополитом еще до погребения, и благоверные люди сразу же начали чтить память его как святого.


(память 5 июня по старому стилю)

Старший брат св. благоверного князя Александра Невского. Феодор родился в 1218 г. Княжеское служение его родной земле началась очень рано — уже в 1228 г. Оба брата были оставлены в Новгороде отцом, князем Ярославом Всеволодовичем, как представители его власти. Не прошло и года, как юным княжичам пришлось покинуть город; буйные новгородцы постановили на вече призвать другого князя. В 1230 г. князь Феодор от имени своего отца вновь стал княжить в Новгороде.

В 1232 г. 14-летний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвует в походе русских дружин против языческих мордовских князей. В 1233 г. по желанию отца он должен был вступить в брак, но когда уже гости собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. Это было 5 июня 1233 г.

Св. князь Феодор был погребен в Юрьеве монастыре г. Новгорода. В 1614 г. шведы, разорив монастырь, разбили гробницу князя и, обретя его нетленные мощи, надругались над ними, поставив тело, «яко живо», у церковной стены.

Ныне мощи св. князя Феодора почивают в Новгородском Софийском соборе.


(память 5 и 12 июня июня по старому стилю)

Иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского (память 9/22 января). Посланные в 1561 г. на твердую землю за известью, они, застигнутые бурей у берегов Северной Двины, утонули. Тела их, выброшенные волнами на восточный берег Унской губы, были погребены крестьянами. По особенному видению и вследствие чудес на их могиле, устроена была Пертоминская обитель (Архангельская епархия).


(память 5 июня по старому стилю)

Был родом из Египта. Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Арием и другими мучениками в своем отечестве при правителе Максиме (305-312 г.). После мучений они скончались в темнице, томимые голодом и жаждой.


(память 5 июня по старому стилю)

Мученики Леонид, Маркиан, Никандр и другие жили в Египте. Они жестоко пострадали за Христа в своем отечестве при императоре Максимиане (285-305 гг.) и скончались в темнице, томимые жаждою и голодом.

Молитва святому мученику Леониду и мученицам Хариессе, Нике, Галине, Калисе, Нунехии, Василиссе, Феодоре, Ирине и иже с ними пострадавшим

О святии мученицы! Прострите благоприятныя молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему и умолите Его благость даровати нам (имена) вся к вечному спасению потребная, таже и к житию сему временному нужная: веруем бо несомненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Ей, чудотворцы святии! Не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова, да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше святое заступление, во веки веков.

Тропарь мученику Леониду и иже с ним

Мученик Твой, Господи, Леониде во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего: имеяй бо Крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.


(память 5 июня по старому стилю)

Вместе со св. мучениками Маркианом, Никандром, Иперехием, Аполлоном, Леонидом, Арием, Селинием, Иринием и Памвоном, был родом из Египта. Все они пострадали за Христа в своем отечестве в правление императора Максимиана в IV в. После жестоких истязаний мучеников едва живыми бросили в темницу. Там им явился Ангел Господень и исцелил их. Видя такое чудо, многие из язычников обратились к вере в истинного Бога. Скончались мученики в темнице, томимые голодом и жаждой.


(память 5 июня по старому стилю)

С юности подвизался в Иорданской пустыне. Своими подвигами так угодил Богу, что получил от Него благодать чудотворения. Так, однажды, при путешествии в Константинополь, когда на корабле кончились запасы воды, он своей молитвой превратил морскую воду в пресную и годную для питья. Совершив много и других чудес, с миром почил о Господе. Подвизался преподобный Феодор в VI веке.


(память 5 июня по старому стилю)

Во время гонения на христиан он был подвергнут мучениям идолопоклонниками, но по Божию усмотрению был освобожден из рук язычников и ушел в пустыню, где пребывал в посте и молитве до глубокой старости. За свою строгую подвижническую жизнь преподобный Анувий сподобился созерцания Ангелов, которые приносили ему пищу. Скончался преподобный в IV веке. И как только дух его расстался с телом, появились сонмы святых Ангелов, взяли душу преподобного Анувия и вознесли ее на высоту небесную.


(память 5 июня по старому стилю)

Жил в конце VI - начале VII века. К сожалению, до нас не дошло полного жизнеописания сего великого подвижника. Предполагают, что он был родом из окрестностей Аскалоны. Св. Дорофей в молодости прилежно изучал светские науки и приобрел обширные знания. Из поучений преподобного Дорофея можно заключить, что он удалился от мира, чтобы достигнуть евангельского совершенства через исполнение заповедей Божиих. Вероятно, на эту решимость имели благодатное влияние и беседы св. старцев Варсонофия Великого и Иоанна пророка; ибо, поступив в монастырь преподобного Серида, Дорофей немедленно предал себя в совершенное послушание св. Иоанну, так что ничего не позволял себе делать без его совета.

Послушанием его было принимать странников, и здесь не раз выказывалось его великое терпение и усердие к служению Богу и ближним. Преподобный Дорофей достиг высокой меры духовного возраста и служил для всех примером любви к ближнему. Под его руководством преуспел в столь краткое время преподобный Досифей.

По кончине аввы Серида и св. Иоанна пророка, когда Великий Варсонофий заключился в своей келии, преподобный Дорофей удалился из общежития аввы Серида и был настоятелем.


(память 5 июня по старому стилю)

Принадлежала св. киевскому князю Игорю Ольговичу († 1147 г.; память 19 сентября/2 октября), невинно убитому недоброжелателями Ольговичей 19 сентября 1147 г. Перед этой иконой князь-страстотерпец молился в последние часы своей жизни, отчего она получила его имя Игоревская. К иконе особенно обращаются люди, подвергающиеся скорбям и гонениям.


 
19 июня
 

(память 6 июня по старому стилю)

Еще в молодости крестился и вел строгую жизнь, посетил Иерусалим и палестинских подвижников, поучаясь у всех правилам иноческой жизни. По возвращении он принял постриг и стал учеником преподобного Исидора Пелусиота (память 4/17 февраля).

Святой Виссарион принял на себя обет безмолвия, вкушал пищу один раз в неделю, а иногда оставался без пищи и пития по сорок дней. Бог прославил его силой чудес: молитвой и крестным знамением он усладил горькую морскую воду, молитвой низводил дождь во время засухи, ходил по водам, как по суше, и совершал другие чудеса. Достигнув глубокой старости, он мирно отошел ко Господу. Святой Виссарион подвизался в конце IV — начале V вв.


(память 6 июня по старому стилю)

Ученик св. Григория Декаполита († 816 г.; память 20 ноября/3 декабря). Иноком десять лет безмолвствовал, возделывая монастырский сад. За добродетельную жизнь против своей воли был поставлен настоятелем обители. Несколько раз был сослан в заточение за иконопочитание. Прославился чудесами и даром изгнания бесов. Во время кончины преподобного Феодора Студита († 826 г.; память 11/24 ноября) видел душу его, возносимую Ангелами на небо. Преподобный мирно скончался в своей обители в 845 г. Называется Новым в отличие от преподобного Илариона Великого († 371-372 гг.; память 21 октября/3 ноября).


(память 6 июня и 29 января по старому стилю)

Пятый епископ Пермский и преемник по кафедре святого Питирима († 1455 г.). Рукоположен на Пермскую кафедру святителем Ионой, митрополитом Московским († 1461 г.) в 1455 г. Продолжал укрепление Пермской Церкви и неутомимо боролся с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ.

В 1462 г. епископ участвовал в прениях о вере, которые происходили в Уросе, владении пермских князей. Одержав в них убедительную победу, святитель привел ко Христу одного из влиятельных князей и с его помощью окончательно обратил в христианство Великую Пермь (языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме и Чусовой). Он истреблял идолов, сооружал храмы, при которых заводил училища, к новообращенным перевел опытных священников из Усть-Выми.

Предчувствуя близость кончины, святитель стремился побывать даже в самых отдаленных местах епархии, чтобы словом назидания укрепить в вере своих пасомых. Мирно почил о Господе 6 июня 1470 г.


(память 6 июня – день погребения, 8 января – день рождения и 23 мая – в Соборе Ярославских святых по старому стилю)

Игумен Покровского монастыря близ Углича; был племянником преподобного Макария Калязинского († 1483 г.).

По смерти родителей 11-летним отроком св. Паисий пришел в обитель своего дяди, который и облек его в иноческие одежды. Под руководством преподобного Макария юный инок проводил жизнь в подвигах послушания, поста и молитвы, занимаясь переписыванием душеспасительных книг.

В 1476 г. по желанию князя Андрея Васильевича преподобный Паисий основал в трех верстах от Углича общежительный Покровский монастырь, в котором и был избран игуменом. Подвизаясь в Покровской обители, преподобный Паисий достиг глубокой старости и скончался в 1504 г. Мощи его, прославленные чудесами, почивают под спудом в Покровской обители.


(память 6 июня по старому стилю)

В миру Иоанн, новгородский купец, родился в середине XV века. Однажды, застигнутый бурей в Онежском озере, ввиду неминуемой смерти пламенно молясь Господу, дал обещание посвятить остальную жизнь покаянию и служению единому Богу. Его лодку выбросило волнами на прибрежную отмель Климецкого острова. Иоанн на месте своего спасения по повелению Божию основал обитель с двумя храмами — во имя Пресвятой Троицы и в честь святителя Николая, покровителя плавающих и путешествующих. Он принял иночество с именем Иона, но от игуменства по своему смирению отказался. Проведя остальную жизнь в строгих подвигах поста и молитвы, мирно почил в 1543 г.


(память 6 июня по старому стилю)

Во время гонения на христиан при нечестивом императоре Диоклетиане св. дева Архелая, спасаясь с двумя своими подвижницами Феклой и Сосанной, бежала в Кампанию, переменив свои одежды на мужские. Здесь за чистую и святую жизнь они сподобились благодати исцеления болезней и способности богодухновенного учения.

Слава о них распространилась по всей стране, и они были взяты на допрос в Салерну. Здесь они открыто исповедали себя христианками и были преданы на мучения, во время которых произошло множество чудес. Видя, что после всех истязаний святые остались живы, мучитель повелел вывести трех девиц из города и умертвить мечом. Когда воины приготовились усечь честные главы мучениц, они увидели святых Ангелов и, испугавшись, отказались исполнить приказание. Но святая Архелая, сотворив молитву Богу, сказала воинам, что если они не исполнят приказания, то не будут иметь части с ними. Воины, услышав это, обнажили мечи и отсекли им головы.


(память 6 июня по старому стилю)

Называется так потому, что принесена в Москву из Константинополя митрополитом Пименом в 1381 г. Находится в Москве, в Благовещенском соборе, за престолом. Она прославлена чудом истечения мира, даровавшего больным исцеление.


 
20 июня
 

(память 18 мая, 7 июня и 7 ноября по старому стилю)

Жил и пострадал за Христа в г. Анкире Галатийской. Имея свою гостиницу, святой исполнял обязанность апостолов: своими богодухновенными учениями и беседами он привел ко Христу многих язычников и многих грешников побудил раскаяться в грехах своих. За свою благочестивую жизнь святой Феодот получил от Господа дар исцеления недугов. Во время гонения на христиан корчемница святого Феодота служила убежищем для гонимых христиан, а также святой посещал и утешал святых мучеников в темнице и тайно погребал тела святых страдальцев.

В то время мученическую смерть за Христа приняли семь святых дев Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, из которых старшая Текуса была теткой св. Феодота.

С юных лет воспитанные в благочестии и страхе Божием, святые девы соблюдали чистоту телесную и душевную. Проводя богоугодную жизнь, эти девственницы достигли старости. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане они были схвачены и преданы на мучения. Но так как муки не могли поколебать веру их, то святых мучениц отдали блудным юношам на осквернение. Но св. мученица Текуса строго обличила одного из юношей, и он вместе со своими товарищами, устыдившись нечестивого намерения, не причинили святым девам никого вреда. Тогда жестокий правитель приказал мученицам принять участие в языческом празднике, но они отказались, за что и были потоплены в озере.

В сонном видении св. мученица Текуса повелела св. мученику Феодоту достать тела их со дна озера. Идя ночью за явившейся лампадой, освещающей им путь, св. Феодот и другие христиане подошли к озеру. В это время было страшное видение, которое устрашило воинов, охранявших тела святых мучениц, и они бежали. Поднявшийся ветер, отогнал воду с одной стороны озера на другую, так что дно озера обнажилось и стали видны святые тела. Взяв тела святых мучениц, св. Феодот с честью похоронил их.

Узнав об этом, нечестивый игемон схватил св. Феодота и подверг его различным истязаниям, так что тело святого представляло собой сплошную язву. Но он, укрепляемый силой Божией, продолжал исповедовать и славить Христа. Затем св. мученик Феодот был усечен мечом. Мученическая кончина его последовала 7 июня 303 или 304 г.

Нечестивые мучители хотели сжечь тело св. мученика Феодота. Но внезапно поднявшаяся великая буря и свет, облиставший тело мученика, устрашили их. Тогда игемон приказал воинам охранять тело святого мученика. Между тем, по устроению Божиему, мимо проезжал на осле священник Фронтон. Узнав от воинов о страданиях св. мученика Феодота и что здесь находится его честное тело, он решил хитростью взять его у них. Для этого Фронтон напоил воинов вином. И когда они уснули, с благоговением взял останки св. мученика Феодота, возложил на осла и привез в свое селение, где с честью предал их погребению. Впоследствии здесь была построена церковь во имя св. мученика Феодота.


(память 7 июня по старому стилю)

Устрашившись жестоких мучений, принес жертву языческим богам. Искренне раскаявшись, начал обличать и укорять самого себя. Открыто перед всеми исповедав грех свой, он вынес себе приговор: смиренно признал лишенным себя священного сана и заповедал тело свое не предавать обычному погребению, а бросить на съедение псам. Затем Маркеллин явился перед императором Диоклетианом, обличил его, осудил ложных богов его, а себя назвал тяжким грешником. Исполнившись гнева, император отдал его на мучения, а затем святой мученик был усечен мечом в 304 г.

Тело святого, по его же повелению, не предавали земле; оно валялось на дороге. По прошествии 36 дней св. апостол Петр явился во сне новопоставленному епископу и повелел предать земле честное тело священномученика Маркеллина. Тогда христиане с честью погребли тело святого.


(память 7 июня по старому стилю)

Пострадал вместе со св. мучениками Клавдием и Антонином во время гонения на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане (284-305 гг.). Святые мученики были усечены мечом вместе со священномучеником Маркеллианом, папой Римским, в 304 г.


(память 7 июня по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со священномучеником Маркеллином, епископом Римским, около 304 г., при императоре Диоклетиане. Святые мученики были обезглавлены.


(память 7 июня по старому стилю)

Управлял Церковью с 304 г. (или 308 г.); за всенародное обличение императора Диоклетиана в жестокости против неповинных христиан был подвергнут избиению палками, затем осужден на работы на скотном дворе. Скончался священномученик Маркелл в 310 г.


(память 7 июня по старому стилю)

Пострадал за Христа вместе со св. мучениками Сисинием, Смарагдом Апронианом, Маркеллом, епископом Римским, Кириаком, Ларгием, Папием, Мавром, воином, Крискентианом, мученицами Прискиллой, Лукиной и Артемией, царевной, в 305-310 гг., в Риме.

Священномученик Маркелл управлял Римской церковью в продолжение пяти лет. Скончался от изнурения и лишений, будучи осужден на непосильную работу. В одно время с ним приняли мученический венец за Христа две благочестивые вдовицы свв. Прискилла и Лукина.

Св. мученики Сисиний и Сатурнин за твердое исповедование веры Христовой после долгих мучений были усечены мечом.

Св. мученик Апрониан, будучи начальником тюрьмы, и два воина Папий и Мавр, видя мучения св. Сисиния, уверовали во Христа. За это св. мученик Апрониан был усечен мечом, а свв. Папий и Мавр предали свои души в руки Божии во время жестоких мучений.

Св. мученики Кириак, Смарагд, Ларгий и Крискентиан за исповедание и обращение многих язычников к вере Христовой и отказ принести жертву идолам были преданы на мучения, после которых св. мученики Кириак, Смарагд и Ларгий были усечены мечом, а св. мученик Крискентиан предал дух свой Господу во время мучений.

Св. мученица Артемия, будучи дочерью императора Диоклетиана, была обращена к вере Христовой св. мучеником Кириаком, за что приняла мученический венец.


(память 7 июня по старому стилю)

Пострадала за Христа вместе со святыми мученицами Кириакией и Марией. Родом они были из Кесарии Палестинской. Оставив языческий образ жизни, святые удалились в уединенное место и проводили жизнь в молитвах, прося у Господа, чтобы прекратились гонения на христиан, и вера Христова воссияла бы во всем мире.

Попав в руки мучителей, мученицы бесстрашно исповедали веру во Христа, за что и были преданы пыткам и во время мучений скончались.


(память 7 июня по старому стилю)

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский (в миру Владимир Никольский), родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии, служившего в селе Поводнево, что в одиннадцати верстах от града Углича. С отрочества он занимался крестьянским трудом и участвовал в церковной жизни своего села, быстро возрастая разумом о Христе. Первоначальное образование Владимир получил в Угличском Духовном училище, поступив туда девяти лет от роду, а затем в Ярославской Духовной Семинарии. После окончания Семинарии юноша поступил в Московскую Духовную Академию, где на II курсе (1 августа 1893 года) принял монашеский постриг в двадцать три года, по благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского, с именем Андроник, в честь святого Апостола от семидесяти, епископа Паннонийского.

По окончании Академии, в 1895 году, получив звание кандидата богословия за сочинение «Древнецерковное учение о Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении», он принимает сан иеромонаха и назначается помощником инспектора в Кутаисскую Духовную Семинарию. Через год становится преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской Семинарии, находившейся в Ардоне на Северном Кавказе в Осетии.

Отец Андроник сразу расположил к себе местное население. Готовясь ко второму учебному году, он неожиданно в 1897 году получает телеграмму о своём назначении миссионером в Японию. По приезде на место назначения он горячо взялся за дело миссионерства под вдохновляющим окормлением уже славно трудившегося там Святителя Николая (Касаткина, память 3 февраля). Японцы поразили его простотой восприятия учения Христова и силой веры.

Однако, болезнь заставляет отца Андроника вернуться в Россию. В течении шести лет он является ректором Уфимской Семинарии.

5 ноября 1906 года отец Андроник был хиротонисан в епископа Киотского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина). Вторично приехав в Японию, в город Осака, он за короткое время сумел создать там православную общину. Но климат южной азиатской страны резко ухудшил и без того слабое здоровье епископа Андроника, и через два года Синод по его прошению отзывает Владыку Андроника в Россию, назначая его в 1908 году епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии.

В те годы уже ясно виделось отступление общества от Церкви — и на этом поле брани Владыка выступает могучим воином Христовым, препобеждая безбожие и падение нравов словом Божиим. Вот что он тогда писал: «Древний антихристианский заговор, начавшийся от тех, которые кричали Пилату с яростью на Иисуса Христа: «распни, распни Его; кровь Ею на нас и на чадах наших», — продолжавшийся в тайных обществах, слился со всемирной иудейской организацией». «Собирайся же плотней, Русский народ, заграждая уста безбожных, как триста лет тому назад ты..., обманываемый, обольщаемый всеми, собрался вокруг Минина и Пожарского и прогнал всех врагов, поставил пред Господом Богом Царя и с ним водворил порядок».

В 1913 году Владыка назначается в Омск. Омская епархия охватывала тогда территорию современного Восточного Казахстана, включая будущую Карагандинскую область. Обширные земли осваивались русскими переселенцами. Епископ игумен налаживал в переселенческих сёлах церковную жизнь, преодолевая тысячи вёрст пути зачастую без келейника и иподиакона. Подвижнический труд истощил его физически до крайности, и священноначалие сочло необходимым перевести его на «благополучную» Пермскую кафедру.

Полтора года служения в Сибири завершились переездом за Урал, на Русский Север. Епископ Андроник вступил в управление Пермской епархией. На Пермскую кафедру взошёл подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому — крепкий молитвенник, ни во что вменявший всякое богатство. Все средства жертвовал Владыка на помощь беднякам; одевался просто, никогда не носил шёлковых ряс. Его жизнь была образцом древнего благочестия, а время служения Святителя — временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии; устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне начались занятия миссионерского и народно-певческого кружков; составилась хорошая библиотека, из которой всем желающим выдавались книги на дом; во всех храмах города служились акафисты, после которых проводились беседы. Владыка объяснял народу духовный смысл идущей в то время войны.

Пермь тогда отличалась прекрасными проповедниками, в подготовке которых Владыка много потрудился, и которые позднее целым сонмом засвидетельствовали истину своего служения мученичеством и исповедничеством.

Для малоимущих при одном из храмов было организовано «попечительство о бедных» со своей дешёвой столовой. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых и в женском монастыре были устроены детские приюты. Воскресенский храм содержал на свой счёт богадельню, в которой жили около пятидесяти стариков. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, а в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского дома.

Владыка высоко ценил духовную культуру русского народа. В своей книге «Письма архиерея к иереям» (выдержавшей несколько изданий) он писал: «Во всём уклад нашей жизни, в обычаях, в душевных исканиях, в народном и даже литературном творчестве непременно есть искание нравственной ценности жизни, отношение к ней именно с этой стороны».

А в своём слове при вступлении на Пермскую кафедру он сказал: «Нет, не было на земле народа, который так глубоко и жизненно воспринимал бы веру Христову... Если современному одряхлевшему миру суждено от Вседержителя ещё воскреснуть к новой жизни, то это воскресение его будет от Богоносного русского народа».

Касательно богослужебной практики Владыка советовал приходским священникам завести в храмах общенародное пение, говоря при этом, что: «Нет лучших распевов, чем знаменные». «Начать нужно со всем известных молитв и кончить тем, чтобы все богослужение вместе с канонархом исполнялось самими прихожанами». И это было именно то, что позволяло верным быть «едиными усты и единым сердцем». «Кроме того, непременно нужны внебогослужебныя чтения и беседы в храме, в школе... На них уместно и следует завести пение хоровое и общенародное. Тут будет и чтение от Божественного, и рассказ из жизни святых или из истории поучительной. На сих чтениях удобно может исполняться и самая катехизация народа». Большое значение епископ придавал кружкам ревнителей благочестия, рассматривавшимся им как очаги духовно-нравственного возрождения нации. В 1917 году на обсуждении в Предсоборном Совете вопроса о допущении русского языка в богослужении, Владыка твёрдо отстаивал незыблемость церковно-славянского языка как особого богослужебного языка, допуская перевод церковных книг лишь для домашнего употребления.

На своём личном миссионерском опыте он своими глазами видел, сколь велико и положительно влияние разного рода паломничеств, а также крестных ходов ко святыням. «Влияние на народ таких народных торжественных богомолений весьма велико и несомненно. Особенно если такие богомоления устраиваются вовремя, с предварительной подготовкой, с личным воодушевлением священника. Нужно пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать народ на это».

Владыка Андроник много способствовал народному просвещению и проведению миссионерской деятельности в жизнь. В губернии было немало старообрядцев, и в конце концов, благодаря его стараниям, стали возникать единоверческие приходы, для которых трудами преосвященного были учреждены специальные пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным Богослужением. Литургию в единоверческом храме совершал по служебнику XVI века сам Владыка.

Он также пробуждал в народе интерес к собственной истории. Так, по его благословению десятки тысяч православных со множеством крестных ходов собирались в монастыре на Белой горе в память избавления от пугачёвских разбойников.

Отечественную войну 1914 года Владыка встретил открытием у себя в епархии лазаретов для раненых и сам часто посещал находившихся в них воинов. Летом 1916 года он отправляется к фронту в Царскую Ставку, где был принят Государем.

Святитель предупреждал народ об опасности внутреннего врага, который опаснее внешнего. «Россия разрушается теориями масонского либерального кагала», — говорил Владыка, приподнимая завесу над тайной беззакония. Позднее, в 1918 году он рассылает открытки и письма многим архиереям по поводу беспорядков в стране, и не получает ни одного ответа, как он сокрушается о том в письме к Патриарху.

Наблюдая почти всеобщее государственно-правовое невежество и упадок веры на Руси, Владыка считал, что невозможен переход от монархии к иной форме правления без разрушения Российской государственности, и в 1916 году в Пермской епархии были созданы особые миссионерские курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического лжеучения. «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к Отечеству не дают мне молчать» — говорил Святитель Андроник.

Когда случился Февральский переворот 1917 года Владыка, узнав об отречении Императора, 5 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при огромном стечении народа на Литургии после чтения Евангелия с великой душевной болью сказал: «Не стало у нас Царя... Безчестные царские советники и слуги в своих расчётах скрывали правду от сердца Царёва и делали всё, чтобы разъединить Царя с народом и добились своего, но, добившись, они первые же и оставили Царя одного, отказавшись далее служить ему. И так не стало у нас Царя... и Церковь не смеет провозгласить эту святыню Русского народа, всех объединяющую во единого соборного человека. Около Царя Русияне объединялись как дети возле отца.... Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели безчестные царские слуги... <...> Все как один человек, в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в Опасности; оно потрясено в основах своих».

В марте 1917 года Пермский исполнительный комитет отправил телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить епископа Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться». Узнав об этом, Владыка отправил обер-прокурору протест, указывая, что «моя опасность... очевидно состоит... лишь в опасности для... самого совета рабочих и солдатских депутатов, всем заправляющего по указке немецких и еврейских провокаторов». Синод решил оставить Владыку на месте.

Вскоре начал работу Поместный Собор, и епископ уехал в Москву. На Соборе был избран Священный Синод из шести человек, а на случай гибели членов Синода было избрано шесть заместителей, и среди них и епископ Андроник. На Соборе он вошёл в состав Издательского Отдела и был одним из энергичнейших его деятелей. «Огнь пылающий» — так звали его. Епископ Андроник делал всё возможное, чтобы документы Собора и Послания продолжали печататься. В декабре и январе он пребывает в Перми и обращается с нарочитым Посланием к своей пастве об организации приходов. В начале 1918 года он возвращается в Москву и возводится в сан архиепископа.

С февраля, после опубликования большевицкого декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, начались бесчинства и зверства со стороны властей по отношению к Церкви. Владыка возвращается на кафедру, где продолжает обличать распоясавшуюся безбожную власть как разбойников, бесстыдно обманывающих народ. Тысячи людей — даже совершенно неверующих, шли послушать мужественное слово Святителя. В ответ на декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи храмов, архиепископ, в своей проповеди с амвона обращаясь к агентам власти, прятавшимся среди верных, сказал: «Идите и передайте Вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».

После первого неудачного со стороны властей ареста Владыки, им предвиденного, большевики решились на крайние меры. Город объявили на военном положении. Для ареста Святителя 4 июня было поднято до полутора тысяч человек. Боясь, как бы кто не оповестил народ, у колокольни поставили двух конных милиционеров. Далеко за полночь отряд чекистов подошёл к собору и несколько человек, поднявшись к Владыке, бодрствовавшему вместе с двумя священниками, увели Святителя. Внезапно с соборной колокольни ударили в набат, остановленный двумя выстрелами в героя, пытавшегося поднять народ.

Набат был услышан и к зданию милиции стали спешно подтягиваться люди, требуя освободить Владыку Андроника; однако с помощью силы возмущение людей было подавлено.

6 июня 1918 года состоялся допрос архиепископа. Святитель Андроник молча занял одно из кресел возле письменного стола и долго не отвечал ни на один вопрос. Затем снял панагию, завернул её в большой шёлковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол и, обращаясь к следователям, сказал: «Мы враги открытые, примирения между нами быть не может. Если бы я не был архипастырем и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о чем». Сказав это, он не спешно развернул платок, надел панагию, спокойно поправил её на груди и, весь погрузившись в молитву, не проронил более ни слова.

Палачи отвезли исповедника в лес по Сибирскому тракту в ночь на 7 июня и заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым. Закончив работу, Владыка минуть десять помолился, поклонился на четыре стороны света, и лёг в своё последнее пристанище. Его тут же начали закапывать заживо, но священномученик не подавал признаков жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову». Перед этим они сняли с Владыки архиерейский наперсный серебряный крест, на цепи от которого затем водили собаку.

В последние месяцы жизни Святителя многие потеряли надежду на духовное возрождение нашей обманом завоёванной Руси. «Стоном стонет наш народ, — говорил со слезами сам Владыка, — Но воскреснет погибающая в прахе и пепле Россия родимая», — пророчески не сомневался он.

Поместный Собор Российской Православной Церкви направил в Пермь особую комиссию «для расследования ареста архиепископа Андроника и последующих церковных событий. Она состояла из священномученика Черниговского архиепископа Василия (Богоявленского, память 14 августа), ректора местной Духовной Семинарии архимандрита Матфея и ещё члена Синода — мирянина. Советская власть дала ей возможность произвести следствие и выехать до Камского железнодорожного моста, где поезд был остановлен и члены комиссии убиты ворвавшимися в вагон красноармейцами. Произошло это 1 (14 н. ст.) августа 1918 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


 
21 июня
 

(память 8 февраля и 8 июня по старому стилю)

Святой Федор (Феодор) происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески — “стратилатом”) в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308-323 гг.), соправителя Константина, он прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.

Святого Федора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319 году. Страдания его были описаны очевидцем, его слугой и писцом Уаром.

Молитва великомученику Феодору Стратилату

О святый, славный и всехвальный великомучениче Феодоре Стратилате! Молим тя пред иконою твоею святою: моли с нами и о нас, раб Божиих (имена), умоляемаго от Своего благосердия Бога, да милостивно услышит нас, благостыни у Него просящих, н вся наша ко спасению и житию нужная прошения да исполнит. Еще же молим тя, святый победоносче Феодоре Стратилате, разруши силы возстающих на ны врагов, видимых и невидимых. Умоли же Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь великомученику Феодору Стратилату

Тропарь, глас 4

Воинствословием истинным, страстотерпче, Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре, оружиями бо веры ополчился еси мудренно и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.


(память 8 июня по старому стилю)

Родом из Греции, он прибыл на Русь в свите духовных лиц, сопровождавших первого митропо-лита Киевского Михаила. В 990 г. митрополит Михаил посвятил Феодора в сан епископа и назначил его на новоустроенную кафедру в Ростове Великом. Ростовские жители вначале, будучи еще язычниками, довольно враждебно встретили и самого архипастыря и все его начинания. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Притеснения с их стороны все увеличивались, поэтому в 992 г. епископ Феодор вынужден был покинуть Ростов.

По выражению Степенной книги, святитель «изнемог» от упорных язычников и «неверных людей», не принимавших крещения. Святитель поселился в местности, где позднее возник город Суздаль. Здесь святой многих просветил светом истинной веры и после многих трудов апостольских скончался около 1023 г. Дата обретения его святых мощей неизвестна, но произошло оно еще до Батыева нашествия, то есть до 1237 г. Ныне нетленные мощи святителя Феодора почивают в Богородице-Рождественском соборе Суздальского Кремля.


(память 8 июня и 3 июля по старому стилю)

В 1236 г. на Русь вторгся свирепый Батый с бес-численными полчищами, все предавая огню и мечу. Татаро-монголы разорили престольный Владимир и удельные Ростов и Ярославль со многими иными городами северной Руси. Тяжела была эпоха для Руси под игом монгольским, но, как неопалимая купина, горела Русь и не сгорала; веянием небесным охлаждалось пламя ее страданий, и сколько воссияло новых звезд на тверди небесной в это лютое время!

Между ними кротко воссияли и два князя, Василий и Константин, искушенные бедствиями, как злато в горниле. В страхе Божием управляли они родовою своею областью, не вступая в междоусобия князей русских, ибо заботились только о благе своей вотчины, врачевали раны, нанесенные ей набегами татаро-монголов, и обновляли разоренные храмы.

В 1242 г. юный князь Василий мужественно отправился в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана Батыя. В следующем году он отправился в Орду вместе с великим князем Киевским Ярославом (1190-1246 гг.). Испытанный многими скорбями, князь Василий со смирением принимал все тяготы и невзгоды, часто молился. Жизнь его была недолгая, но добрая. Зимой 1249 г. князь Василий, прибывши во Владимир для свидания с родственным ему великим князем святым Александром Невским (память 23 ноября/6 декабря), заболел и там скончался 8 февраля. Тело святого князя было положено в Ярославском Успенском соборе на северной стороне.

Младший брат князя Василия Константин наследовал на краткое время княжение братнее. Степные кочевники с юга совершали разбойничьи набеги. В 1252 г. они опустошили Суздальское княжество. 3 июля 1267 г. татарские отряды подошли к Ярославлю. Князь Константин вместе со своей дружиной вышел им навстречу, и на возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, во время которой погибло множество воинов с обоих сторон. Юный князь Константин принял в этом бою мученическую кончину, отдав свою жизнь за Православную веру и независимость Родины. Тело благоверного князя Константина было с честью погребено рядом с братом, благоверным князем Василием.

Через два с половиной столетия, при копании рвов для нового соборного храма, обрели нетленные мощи благоверных князей, от которых начали происходить чудеса и исцеления.


(память 8 июня по старому стилю)

Первоначально в правление императоров Анастасия и Иустина был военачальником на Востоке. В 527 г. за свою добродетельную и богоугодную жизнь святой был поставлен патриархом Антиохийским. Св. Ефрем был милостив к нищим, сострадателен к несчастным. Он написал много сочинений против монофизитов и обращал падших в ересь ко святой Церкви. Святой совершил много чудес и после достойного управления паствой мирно скончался в 545 г.


(память 8 июня по старому стилю)

Происходил из финикийского селения Синде, недалеко от города Тира. За свою добродетельную жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворения, имел власть над дикими зверями. Кончина преподобного последовала в VI веке.


(память 8 июня по старому стилю)

Чудотворная икона принесена в Ярославль в XIII веке святыми благоверными князьями Василием и Константином и находится в Ярославском кафедральном соборе.


(память 8 июня по старому стилю)

Была явлена 8 июня 1827 г. Она была обретена стоящей на дереве, растущем на нагорной стороне Урюпинского юрта. Взявшая ее к себе женщина после молитвы перед ней исцелилась от более, чем 24-летнего недуга: на ногах у нее были язвы.

Впоследствии икона прославилась многочисленными чудотворениями и находилась в Покровском храме станицы Урюпинской, Хоперского уезда в Области войска Донского.


 
22 июня
 

(память 9 июня и 18 января по старому стилю)

Св. Кирилл происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности св. Кирилл вступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет.

Патриарх Александрийский Феофил (385-412 гг.) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти патриарха Феофила св. Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви.

Удаляя из среды своей паствы врагов св. веры — иудеев и язычников, св. Кирилл заботился и об утверждении своих пасомых в вере и благочестии. Его пламенная ревность о чистоте христианского учения и непреклонная твердость в защите веры особенно обнаружились в борьбе с Несторием, возмутившим своей ересью Церковь. Святитель Кирилл писал увещевательное послание к Несторию и письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри, опровергая мнения Нестория и излагая истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. На III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в городе Ефесе, святитель Кирилл был председателем. Скончался святитель в 444 г.


(память 9 июня по старому стилю)

В миру Косма. Родился в Москве от благочестивых родителей. Принял иночество в Симоновом монастыре, своими подвигами снискал уважение всей братии и был отличаем отцом иноков — преподобным Сергием. В 1390 г. братия Симоновской обители упросили преподобного Кирилла быть их игуменом. Многочисленные и знатные посетители, приходившие к игумену за наставлениями и благословением, сильно смущали преподобного Кирилла, избегавшего славы человеческой, и он скоро сложил с себя сан игумена и стал подвизаться как простой инок. Ища совершенного уединения и безмолвия, преподобный Кирилл по чудесному указанию Богоматери удалился на берег Белого озера (Вологодская область) и в глухой лесной чаще начал вести жизнь отшельника. К нему стали стекаться ревнители безмолвия, и св. старец понял, что время его безмолвия кончилось.

В 1397 г. он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освящал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы, ко святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Однажды не хватило вина для Божественной литургии, преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии. Однажды преподобный укротил бурю на озере.

Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90 году своей жизни 9 июня 1427 г.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 г., в монастыре числилось более двух тысяч книг, среди них 16 «чудотворца Кирилла». Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.


(память 9 июня по старому стилю)

Был родом из Вологды, принял иноческий постриг в Каменном монастыре при игумене Дионисии. Избегая славы людской, он ушел из монастыря на реку Кушту, находившуюся близ Кубенского озера, и по благословению архиепископа Дионисия Ростовского построил церковь во имя Пресвятой Богородицы, при которой был основан монастырь. После этого св. Александр еще более усилил труды свои. Он вместе с братией обрабатывал землю и собирал плоды. В 1439 г., прожив 60 лет, препо­добный Александр преставился ко Господу.


(память 9 июня по старому стилю)

Пострадала за Христа вместе со св. мученицами Марфой и Марией в г. Газе, в 346 г. при царе Сапоре. После жестоких мучений св. мученицы были усечены мечом.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]