<-- header__menu -->

Кальвинизм, реформаторство, пресвитерианство

Кальвин провел реформацию в Швейцарии, его учение распространилось в юго-западной Германии и Голландии (реформаторство), во Франции (гугенотство), а в Шотландии, Англии и Северной Америке под именем пресвитерианства. Кальвин дополнил лютеранство учением о безусловном "предопределений". Лютер все же сохранил основы христианства, а иудейство у него едва проскальзывает, у Кальвина же элементы иудейства и язычества настолько явственны, что кальвинизм с большой натяжкой можно считать христианским исповеданием. "Безусловное предопределение" по Кальвину говорит, что Бог предвечно избрал одних людей к спасению, а других — к гибели, независимо от их воли. Предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу Богом избранных людей,  в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто предопределен к вечной гибели. Добрые и злые дела служат для выполнения Божиих предназначений.
Для чего же Иисус Христос так обстоятельно учил нас, как надо жить, нести подвиг, идти узким путем? В чем же смысл молитв, раскаяния, исправления жизни?
Кальвинисты ссылаются на отдельные изречения Апостола Павла (Рим. 9-я глава), взятые без содержания всей речи, отрывочно, и из них выводят подтверждение учения Кальвина о предопределении. Правильно понятыми эти места могут быть только в связи со всем содержанием этой главы, в которой Апостол говорит; что оправдание не является уделом только еврейского народа: "Не все те израильтяне, которые от Израиля, и не все те дети Авраама, которые от семени его" (Рим. 9, 6-7). Здесь Апостол выступает против иудеев, которые считали язычников отверженными Богом, а исключительно себя — сынами Царствия Божия (по происхождению и исполнению закона Моисеева). Апостол доказывает, что спасающая благодать Божия простирается на всех людей, и Бог призывает к спасению не только иудеев, но и язычников. Учение Кальвина находится под влиянием иудейства, когда учит, что только избранные люди предназначены к спасению, а остальные обречены на погибель. Слово Божие же учит, что "Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины "(1Тим. 2, 4); "Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию "(2 Петр. 3,9).
Учение Кальвина противоречит понятию о святости Божией. Несовместимо с этим понятием учение, что Сам Бог является виновником и причиной зла, от вечности избрав одних к спасению, а других к гибели. В этом сказалось влияние язычества, признававшего существование безличной фатальной силы, именуемой роком (судьбой). Учение Кальвина приводит к нравственной незаинтересованности и безразличию к добрым и дурным поступкам.
Итак, кальвинизм отрицает в человеке свободу воли; признает грех явлением естественным и неизбежным, с которым нельзя бороться, потому, что даже молитва с покаянием против него безпомощна; отрицает основы христианства и считает Таинства простыми символами; считает, что в Евхаристии присутствие Христа — нереально. В Шотландии кальвинизм (пресвитерианство) был признан парламентом государственным исповеданием в 1592 г. Пресвитериане под именем "пуритан" потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов и устранения символики, как изображения креста, крестного знамения при крещении и т.д. Основой устройства у пресвитериан является церковная община с пресвитером во главе, избираемым общиной, сан епископа упразднен.
 Богослужение сводится к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, к проповеди и пению псалмов. Причащаются, сидя за длинным столом; браки благословляются на дому; молитвы над умершими также прочитываются на дому. Икон нет. Литургия отменена, также и Символ веры. Молитва "Отче наш" — "не обязательна".