<-- header__menu -->

Введение

До недавнего времени в теории и на практике общество и государство были заняты обеспечением лишь военной безопасности России.
Современное же представление о безопасности далеко выходит за эти рамки. В XXI веке многие из главных угроз для национальной безопасности России и ее граждан будут формироваться в информационно-психологической сфере. Оценка существующих и потенциальных источников угроз в духовно-нравственной сфере российского общества требует системного анализа, свободного от идеологических соображений. Здесь уместен, на наш взгляд, единственный подход - приоритет национальных ценностей и интересов России.
Переход к новым формам государственного управления выявил недостаточность и противоречивость правовой базы, регулирующей государственно-религиозные отношения. Более того, обнаружилось явное отставание законодательства от процессов, реально происходящих в обществе.
Трудным и неординарным оказался этот процесс перехода от положения, при котором тотальный атеизм общества был составной частью государственной политики, к кардинальному переосмыслению роли религии и Церкви в жизни общества. Потребуется много времени и сил, чтобы традиционные духовные и нравственные ценности вновь обрели и укрепили свои корни в жизни и сознании людей, в человеческих взаимоотношениях. А пока отсутствие готовности и Церкви, и общества реализовать право на безграничную свободу совести породило ситуацию, которой воспользовались различные псевдорелигиозные и деструктивные религиозные образования.
Их деятельность настолько широко и активно развернулась на территории России, что теперь настала необходимость рассматривать проблему негативного влияния таких групп на жизнь и здоровье граждан и общества, а в целом - на безопасность государства.
Установлено, что некоторые религиозные организации практикуют психический террор в отношении своих последователей и подозреваются в шпионаже. Они известны многочисленными судебными процессами в связи с нанесением психического и физического ущерба адептам и заявили о себе, как в России, так и за рубежом, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, вплоть до проникновения в государственные органы и заговоров против государства.
Работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется действиям специальных служб. Многие религиозные организации занимаются совершенно неконтролируемой целительской деятельностью.
Российская психологическая, педагогическая, юридическая наука и практика, законодательная, исполнительная и судебная системы почти не имеют опыта противодействия деструктивным культам, которые по сути представляют новейшую модификацию тоталитарных движений конца XX века. В отличие от Германии, где выстроена активная государственная политика противодействия деструктивным религиозным организациям, Россия превратилась в питательную среду, в которой бурно произрастают различные деструктивные культы, как вытесняемые с Запада, так и доморощенные. Это стало возможным по многим причинам, но в первую очередь благодаря упрощенной регистрации религиозных организаций, предусмотренной прежним Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий».
Деструктивный характер таких организаций определяется не их неортодоксальными верованиями, политическими или «психотерапевтическими» концепциями (хотя и здесь можно найти немало опасных элементов), а многократным и многоуровневым обманом, во многих случаях сопровождающимся психологическим, физическим и сексуальным насилием, шантажом, вымогательством и иными манипуляциями с личностью.
В угоду зарубежным спецслужбам, клерикальным группам и горстке российских сектантов (имеются в виду руководители и наиболее активные функционеры) на нашей территории разрешается никем не контролируемая деятельность всевозможных деструктивных религиозных организаций. Более того, идет всемерная поддержка их некоторыми государственными чиновниками России, общественными и политическими объединениями. Мнимые «правозащитники» считают, что оскорбление религиозных чувств миллионов православных и миллионов мусульман не создает напряженности в обществе, а намек на регламентацию деятельности сект может-де «разжечь войну». Хотя совершенно справедливо противоположное мнение, что если эти нетрадиционные конфессии, неизвестно откуда взявшиеся в России, столь воинственны, то тем более следует оберегать страну от таких опасных гостей.
Проведенные недавно НИИ МВД России научные исследования в северных регионах страны показали, что многие потребители наркотиков, в основном молодежь, так или иначе связаны с сектами сатанистов, с «Белым братством» и т.д. В своих ритуалах они пропагандируют применение наркотиков, а во время отправления обрядов приносят в жертву животных.
Деятельность многих зарубежных религиозных организаций на территории России сопряжена с нарушениями действующего законодательства и конституционных прав граждан, в связи с чем неоднократно возбуждались уголовные дела. Экспансия нетрадиционных религиозных объединений в России, культивирующих асоциальность, отрицающих конституционные обязанности, подвергающих риску нравственное, психическое и физическое здоровье граждан, представляет собой серьезную угрозу государству и обществу.
Разделяя людей в духовной сфере и противопоставляя их друг другу по религиозным убеждениям, тоталитарные секты разрушают духовно-нравственные основы общества, сложившиеся за тысячелетнюю историю православной России.
Некоторые религиозные организации рассматриваются в настоящем исследовании как деструктивные исключительно на основе ранее проведенной теми или иными экспертами классификации, определившей эти организации именно как деструктивные.
В пользу актуальности данного исследования говорит и сам факт небывалого политического давления на руководство России со стороны США в связи с принятием в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Дело в том, что этот Закон ограничивает деятельность деструктивных религиозных организаций и иностранных проповедников на территории России.
По информации журнала «Профиль», госсекретарь США М. Олбрайт незадолго до принятия Федерального закона посетила Россию. На встрече с Патриархом Алексием II она обратилась к нему с просьбой не противиться активной деятельности западных религиозных сект. По мнению госпожи М. Олбрайт, это явилось бы наглядным подтверждением приверженности России идеалам западной свободы и демократии. Реакция Патриарха была отрицательной, он заявил: В России сегодня действует огромное количество зарубежных церквей, приходов и сект, деятельность многих из которых носит тоталитарный и деструктивный характер. Они применяют методики зомбирования и гипноза. Прибегают к помощи психотропных средств. Таким образом подавляется личность.
С нашей точки зрения, задача сейчас состоит в том, чтобы вернуть человеку гарантированное Конституцией, федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации состояние защищенности его интересов в сфере духовных отношений, а также обеспечить неуязвимость и независимость религиозных интересов личности от возможных внешних и внутренних угроз и воздействий.