<-- header__menu -->

Основы Православного христианства

Основы Православного Христианства

[1][2]

О ПОДГОТОВКЕ КО КРЕЩЕНИЮ

К принятию таинства Крещения следует готовиться заранее. Прежде всего необходимо узнать, проводятся ли при храме специальные беседы для "оглашенных" (готовящихся принять Крещение и изучающих основы православной веры). Если беседы проводятся, то следует их регулярно посещать.

В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Знайте, что эти дни - особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные проблемы. Посвятите это время духовно-нравственным размышлениям, сосредоточьтесь на внутренней жизни своей души. Избегайте суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора, не участвуйте в различных увеселениях, ибо то, что вы будете принимать, велико и свято, а все святое Божие принимается с величайшим трепетом и благоговением.

Если есть возможность, можно соблюдать пост в течение 2-3 дней. В сам день крещения нужно с утра не есть, не пить и не курить, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеского общения.

Святыня Божия требует от человека особой чистоты. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания этих дней. Кроме того, женщины приходят креститься без косметики и украшений.

К началу таинства надо приходить вовремя. Необязательно креститься в воскресный день, если в храме и в будние дни совершают это великое таинство. 

ВОСПРИЕМНИКИ

Как-то раз мне пришлось помогать батюшке во время Крещения. Когда таинство закончилось и мы уже собрались уходить, в крестильный домик вошла женщина с маленьким мальчиком, сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица.

Женщина стала просить окрестить ее сына, говоря, что сегодня они уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным отцом.

"Есть ли на вас нательный крестик?" - спросил у него священник. "А зачем?" - ответил тот вопросом. "Как это - зачем? Ведь вы православный человек?" - "Нет, я мусульманин", - последовал неожиданный ответ.

Этот анекдотический эпизод наглядно показывает, как несерьезно люди подходят к избранию крестных родителей. Огромное большинство "кумов" не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм "принять для храбрости"; крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает, кто-такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности.

По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния - двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились "крестные" - люди, за веру которых крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).

Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке - только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья и сестры вполне годятся в крестные родители.

После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название - восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца. 

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ БОЖИЙ

Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где «невидимо Силы Небесные служат», как сказано в православном песнопении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), — сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14).

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), — говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

Церковь — Небо на земле; совершающееся в ней богослужение — дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях.

«Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, — советует святитель Феофан Затворник. — Знай, что, Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе Земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а — кто знает? — может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности...»

Чему же учится христианин в церкви? Небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим — Иисусом Христом! Тут узнает он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житием и поучениями угодников Божиих, принимаетучастие в молитве церковной. А соборная молитва верующих—великая сила!

Многое может молитва одного праведника — тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали пришествия Святого Духа по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в Сионской горнице в единодушном молении. Собираясь в храме Божием, мы ожидаем, что и на нас снидет Дух Святой. Так и бывает... если только мы сами не положим препятствия.

Например, недостаточная открытость сердца мешает прихожанам соединиться в храмовой молитве. В наше время это часто происходит оттого, что верующие ведут себя в храме Божием не так, как требует того святость и величие места. Как же устроен храм и как нужно вести себя в нем?

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием.

Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой, К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

СВЕЧА

Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти - подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей...

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча - это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы - о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) - о упокоении усопших. Если желает сердце - можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла, значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке - смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность - Божественная благодать.

Куда и сколько следует ставить свечей в Церкви?

Обязательных правил на этот случай нет. Покупка свечей - малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая большая свеча отнюдь не «угоднее Богу», чем маленькая. Те, кто регулярно посещают храм, обычно стараются каждый раз поставить несколько свечей; к праздничной иконе на аналое посреди церкви, к Образу спасителя или Божьей Матери, на поминальный столик (канун, особый прямоугольный подсвечник с изображением Распятия) - о упокоении усопших. Можно поставить свечу к любой иконе того святого или святых, кого вы особо почитаете.

Как правильно ставить свечку в Церкви?

Ставя свечу перед иконой, Крестом, мощами святых, мы тем самым возносим молитву перед церковной святыней, символически показываем горение нашей души перед Богом (именно это обозначает пламя свечи). В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники. Есть и особый столик с Распятием - обычно находящийся в левой стороне Церкви, перед изображением Креста Господня - куда ставятся свечи с молитвой о упокоении почивших (=За упокой=). Подойдя к подсвечнику, следует 2 раза перекреститься и поклониться святыне, затем зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике, поставить её на свободное место (или если все места заняты, просто положить рядом - церковнослужители сами поставят вашу свечку на освободившееся место).

После того, как вы поставили свечку, следует ещё раз перекреститься и поклониться. Если позволяет обстановка, можно приложиться к святыне - благоговейно поцеловать её. Все это должно сопровождаться молитвенным обращением к Богу, Матери Божией или святому - кого мы почитаем возжжением свечи.

Если в Церкви много людей и трудно пройти туда, где бы вы хотели поставить свечу, следует просто передать её впередистоящим и сказать, к какой иконе её следует поставить. Нужно заметить, что среди некоторых пожилых людей прихожанок существует совершенно бессмысленное мнение, что передавать свечу левой рукой - «грешно» («можно только правой»). Поэтому, приходя в церковь, следует иметь это в виду, чтобы не раздражать таких людей и не испортить настроение себе и окружающим.

ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше - печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее - "о здравии" или "о упокоении".

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос "кого"?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет - отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов"воина", "монаха", "монахини", "болящего", "путешествующего", "заключенного".

10. Наоборот, не надо писать "заблудшего", "страждущего", "озлобленного", "учащегося", "скорбящего", "девицы", "вдовицы", "беременной".

11. В заупокойных записках отметьте "новопреставленного" (усопшего в течение 40 дней по кончине), "приснопамятных" (усопших, имеющих в этот день памятные даты), "убиенных".

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню - так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению - поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

КАК ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ

"Перекрестись, сынок", - негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. "Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа", - еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.

Как отрадна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное - верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно...

Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; третий - со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.

Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: "В Церкви все благообразно и по чину да бывает". Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: "Верный в малом и во многом верен" (Лк. 16, 10).

Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.

Какое же крестное знамение будет правильным? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца - плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца - образ двух природ Иисуса Христа).

Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения - для освящения чувств; после этого - на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка - поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

Во многих старых учебниках Закона Божия при описании крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. В таком случае Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

ЗАПОВЕДИ БОЖИИ

1-ая заповедь: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня»

Еще грешат против первой заповеди волшебники, колдуны, ворожеи и гадатели - все эти люди, которые оставили веру в силу Божию, а верят тайным силам тварей, особенно злых духов и стараются действовать в союзе сними во вред другим. За участие в волшебстве Церковь запрещает общение с ней на 20 лет, наравне с убийцами, а некающихся совершенно извергают вон. Не утешайтесь, что теперь каждому можно переступать церковный порог и подойти к Святой Чаше. Людей, священника обмануть можно, но Богато кто и как может обмануть! Не думайте, что вот, мол, есть грешники, а мы, слава Богу, не колдуем. Если кто из вас гадал или обращался к колдунам или лечился заговорами, советовал «сходить к бабке» грешен не менее самих Колдунов. Вы скажите: «Да ведь они молитвы читают и крестное знамение накладывают». А вот, что говорит Иоанн Златоуст: «Аще Святые Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых призывать будет, аще и крестное знамение наводится, бежати подобает сицевых».

2-ая заповедь: «Не сотвори себе кумира т.е. не делай себе никакого идола, не вытесывай из дерева и камня, не выливай из меди, ни из железа, ни из серебра, ни из золота, ни из чего не делай себе идола и не поклоняйся ему как богу»

Слава Богу, между нами христианами, это дело невиданное, и получается, что мы будто и не грешим против второй заповеди. Но разве наши страсти не те же идолы, которым мы поклоняемся всю жизнь!?

Страшный идол, к ногам которого столько человеческих душ, у подножия которого погибло столько талантов и способностей, из-за которого пролиты и льются потоки горчайших слез матерей, отцов, братьев, жен и детей - это пьянство: мы почти поголовно виноваты в спаивании ближнего. Мы поставили ему пол-литра, а человек выпьет и потеряет рассудок, будет хулить Бога, изобьет жену, искалечит побоями детей, убьет человека - и мы разделим его грех, как соучастники преступления: Господи, прости нас, грешных!

3-ья заповедь: «Не произноси имени Бога твоего напрасно»

В нашем представлении богохульники - это ожесточенно неверующие люди. Мы, верующие, ходим в храм, приступаем к Таинствам Церкви. И все же мы богохульники:

- ибо в несчастиях и болезнях мы ропщем на Бога, осуждая тем самым Промысел Божий и волю Божию;

- есть среди нас, малодушных христианин, и такие, которые, не имея терпения перенести без ропота ту или иную скорбь или утеснение, открыто заявляют: «Бога нет!», а если не говорят, то мыслят так.

- А может кто из вас еще дерзал винить Бога в том, что он попускает людям грешить? «Разве я виновата в том, что у меня такой характер, он у меня с рождения...» или «Если бы Бог был, разве допустил бы Он войны, грабежи, убийства, смерть детей» и т.д. и эти слова принадлежат христианам?!

Есть еще такие маловеры, которые искушают Бога, говоря дерзкие слова Господу: «Если Ты, Господи, есть, то исполни то или иное желание...» и все это из уст не только приходящих к вере, а людей называющих себя глубоко верующими!

4-ая заповедь: «Помни день субботний, чтобы свято хранить его 6 дней работай и делай в них все свои дела, день 7 посвяти Богу».

Многие утешают себя мыслью: «Мы тоже уж в храм ходим в воскресные и праздничные дни...». Ходить-то ходим, а как ведем себя в храме? Мы безо всякого страха и благоговения переступаем Церковный порог Мы куда-то протискиваемся, толкаемся, ругаемся, огрызаемся и, даже деремся в храме. Опомнитесь!

Мне рассказывал с ужасом один человек, что во время Евхаристического канона одна пожилая женщина сгоняла с места сидящую на стульчике молодую женщину. И на тихие слова последней, что она не может стоять из- за язвы на ноге, послышались страшные слова обидчицы: «Да чтоб твоя нога у тебя отгнила и совсем отвалилась!». А потом как ни в чем не бывало, эта женщина крестилась, кланялась, пела «Отче наш» и, быть может, еще пошла причащаться. Об этом страшно рассказывать и страшно слышать.

Господи, прости нас, грешных!

5-ая заповедь: «Чти отца твоего матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли».

Кто сам взрослый и уже имеет свою семью, стремится ли он покоить старость своих родителей, или считает, как это сейчас распространено, что родители должны нас покоить до самой своей смерти?! Мы требуем, не просим, а требуем, чтобы они вели наше домашнее хозяйство, воспитывали наших детей, ухаживали за ними. И оправдываем свои притязания: «Мы же работаем, а они дома сидят!». А если по каким-то причинам родители отказываются быть нашими рабами или делают, но не угождают нам, мы выливаем на них свое возмущение и гнев.

Господи, прости нас, грешных!

6-ая заповедь: «Не убий»

Страшное непосредственное убийство - это когда матери умерщвляют своего ребенка в утробе своей. Это убийство вдвойне страшно, ибо мать-убийца убивает не только тело, но и душу своего ребенка! Кто дал вам право распоряжаться жизнью? Но если мы не убивали никого таким образом, то мы бесконечно виноваты в изощренных убийствах наших близких жестоким отношением к ним, ибо это грехи против любви к ближнему. Очень близки к совершению убийства те, кто в гневе пускает в ход кулаки, нанося побои. Может излишне озлоблялись на детей и били их чем попало с жестокостью. Не умер ли кто по причине того, что вы не оказали помощи?

- может, кто умирал от голода, а вы знали и не помогали;

- может, кто тонул, а вы не приняли мер;

- может, кто умирал от болезни, а вы не пришли на помощь;

- может на ваших глазах убивали человека, а вы убежали. Господи, какие же мы после этого христиане?!

7-ая заповедь: «Не прелюбы сотвори»

Это значит не прелюбодействуй. Грехи против этой заповеди: Блуд, кровосмешение, не целомудрие в мыслях, словах, делах, грехи против этой заповеди очень страшны! Страшны своим безобразием, последствиями и невероятным распространением среди нас. Это греховная болезнь поражает человека с самого детства и не оставляет до самой смерти. Так как тело наше есть храм Духа Святого, то не сохранением целомудрия, супружеской ли жизни или девства, изгоняется из тела нашего Дух Божий и дается место диаволу. Мы грешим сладострастием во всех его видах: принятием нечистых помыслов, услаждением ими, чем вызываем в душе похотливое разжжение, не совершая еще на деле, уже прелюбодействуем в сердце. Есть и грехи явного блуда: если кто живет в брачном союзе не освященном Таинством Церкви, кайтесь, ибо вы проводите жизнь в блуде. Просите Господа освятить ваш союз, в каком бы возрасте вы ни были. Те, кто состоит в освященном церковью браке, Проверьте свою совесть, не изменили ли вы, даже в сердце своем нечистым воззрением на лицо другого пола, уж не говоря о явном прелюбодеянии.

8-ая заповедь: «Не укради»

Вспомните, не соблазнялись ли вы чем-нибудь, что, как говорится, плохо лежало? Мы не считаем это грехом, а ведь это явное воровство. Да не приносим ли детям чего и не приучали ли их, что с работы можно что-нибудь утащить. Что, это не воровство? Не соблазнились ли чем в чужом саду, частном или государственном? Кто торгуя обмеривал, обвешивал, обсчитывал, выдавал плохой товар за хороший? Может кто работает в детских учреждениях, объедал детей, это уж совсем преступление...

Может, покупали за бесценок у какого-нибудь пьяницы или заведомо краденную вещь. Никогда не приносите в дом таких вещей!

Не пачкайте своих рук и совести. Никакой пользы такое добро не принесет. Наоборот, все пойдет прахом, а душевного покоя нет. А какой позор перед людьми и Богом, если христианина улучили в воровстве... Господи, прости нас, грешных!

9-ая заповедь: «Не послушевствуй на друга своего свидетельства ложна» (не лжесвидетельствуй).

Этой заповедью запрещается всякая ложь во всех ее видах. А осуждение и пересуды? Ваш ближний пал ! но знаете ли вы его историю? Знаете ли вы, какие заблуждения окружали его, каким обольщеньям он подвергался? Знаете ли вы, что роковой час падения ему недоставало братской руки, могущей поддержать его и спасти, и эта рука могла быть вашей? Падение ближнего должно явиться скорбным обращением к самому себе, глубокое сострадание к тому, кого постигло зло...

«Блаженны миротворцы» - говорит слово Божие. А мы ссорим людей, или режем, как говорят, правду в глаза, когда это совсем и не требуется, когда приносит только обиду, вред.

Господи, прости нас «правдолюбцев»! и вообще, не имеем мы искренности, простоты, молчаливости, и поэтому ежечасно оскорбляем ближних и Тебя, Господи, нарушая закон Твой.

10-я заповедь: «Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего.»

Мы грешим против этой заповеди недовольством своей участью и впадаем в грех зависти. Кайтесь, кто завидует богатству, счастью, здоровью, способностям, красоте, успехам ближних наших. Не радовался ли кто несчастью другого. Не злорадствовал ли кто, если недруг попадал в беду? Не желали ли обидчикам болезни или смерти? Мы завидуем сознательно и бессознательно всему, что видим; все нам надо: еда, одежда, дом, чужая обстановка. Если я увидел -уже пожелаю и для себя, даже обиду какую-то чувствуем, если у нас этого нет. Расстраиваемся, даже до болезни. И главное, за грех не считаем - ведь только подумали, помечтали.,.

Господи, прости нас, грешных!

Три добродетели:

Вера, надежда, любовь.

Семь святых таинств:

1. Крещение

2. Миропомазание

3. Причащение

4. Покаяние

5. Священство

6. Брак

7. Елеосвящение

Семь смертных грехов:

1. Гордость

2. Сребролюбие

3. Блуд

4. Гнев

5. Чревоугодие

6. Зависть

7. Уныние

Почему православие называет некоторые грехи смертными? Ведь в православной религиозной традиции нет практики физического наказания за грехи, тем более нет смертной казни. Дело в том, что за эти грехи наказание следует не от людей, а от Бога. Смертными названы следующие грехи: гордость, гнев, зависть, унынье, сребролюбие, блуд и чревоугодие. Мы сознательно перечислили их в таком порядке, чтобы обратить внимание на то, что большая их часть относится к области духа. Интересно заметить, что среди смертных грехов не названы такие как убийство, насилие, кража, измена. Людской суд считает их самыми страшными, уголовными, то есть заслуживающими смертной казни. Противоречия здесь нет. Безусловно, соблюдение религиозных правил более важно. Совершить уголовные грехи можно и непреднамеренно, чего не скажешь о православных, они совершаются осознанно. Кроме того, не совершающий православных грехов человек просто не способен сознательно совершить уголовные.

Теперь интересно подумать над тем, почему перечисленные грехи названы смертными, то есть какое наказание следует за их совершение? Ведь мы из жизненного опыта хорошо знаем, что человек на кого-то накричавший, или обильно поевший не умирает. Где же Суд Небесный, ведь человек совершил смертный грех? Немедленная смерть в этих случаях была бы слишком простым решением. Не уничтожение человечества является Божественной целью, а совершенствование. Так как же наказываются грешники? Для начала очень легко: плохим настроением, вялостью, тяжестью в желудке и тому подобным. Если человек продолжает в том же духе, то у него появляются болезни. Сначала легкие, а потом всё тяжелее и тяжелее. У такого человека рождаются дети с проблемами. Упорствующий в грехе в итоге получает обещанное.

Из сказанного следует очень важный вывод: если мы заболели, то есть очень серьезный повод задуматься над тем, как мы живем.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Пасха — праздник праздников. Главные праздники года (их двенадцать, и называются они поэтому двунадесятые): Рождество Христово, Крещение Господне или Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы.

Другая степень — великие праздники. К ним относятся: Обрезание Господне, собор апостолов Петра и Павла, Покров Богородицы, собор Архангела Михаила, память святителя Николая и другие.

Множество праздников связаны с именами святых. Из них одни более торжественны, другие менее. Это зависит от национальных и исторических причин.

Также много праздников в Русской Православной Церкви в честь Богородицы, ради Ее чудотворных икон.

Для каждого праздника написаны свои песнопения. Среди них главные — тропарь и кондак. Они передают в сжатом виде смысл празднуемого события.

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
21 сентября (8 сентября по ст. ст.)

21 сентября (8 сентября по ст. ст.) Рождество Богородицы — один из двунадесятых великих христианских праздников, в этот день в храмах совершается торжественное Богослужение, предваряемое всенощным бдением.

Праздник этот установлен в память рождения пречистой Девы Марии, Богородицы. Ее родителями были святые праведные Иоаким и Анна. В Житии Божией Матери (в описании Ее земной жизни) повествуется, что ее родителям было дано от ангела Господня откровение, что они, уже в преклонных летах, родят дитя и нарекут Ей имя Мария (по-еврейски Мариам). Такое позднее рождение от родителей, которые уже многими считались «неплодными»,было предзнаменованием чудесного рождения Иисуса Христа, рожденного без мужеского семени. Ибо если Бог может бесплодных сделать плодовитыми, то силен Бог и без мужа сотворить Деве плод во чреве ее от Духа Своего Святого.

Как известно, все дети, рожденные поздно, но желанные своим родителям, особенно любимы и оберегаемы. Так же была любима и хранима своими родителями Дева Мария, будущая Богородица. Ее воспитывали в чистоте души и тела, учили женскому рукоделию. Согласно свидетельству, Она соткала Сыну Своему Иисусу тот хитон, который не посмели разодрать воины при кресте, когда делили добычу, ибо, как сказано в Евангелии, хитон был не сшитый, а весь тканый сверху донизу (Иоанна 19,23).

Отроковицею Она была отдана во храм (смотри: Введение во храм), где совершала молитвы и читала Писание, занималась рукодельем.

С Рождеством Богородицы стало возможным и Рождество Спасителя от Нее, поэтому день Ее рождения считается днем предначала новой эры — зарей христианства.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
27 сентября (14 сентября по ст. ст.)

Воздвижение креста — двунадесятый праздник, установленный в начале 4-го века. После столетних гонений на христиан, наконец, церковь Христова обрела свободу проповедовать, стала дозволенною, официальною, как мы теперь говорим. И тогда в 313 году по Р. Хр. святая царица Елена повелела разыскать крест Христов, стоявший древле на Голгофе. Но никто не знал места захоронения креста. Наконец, как гласит предание, указали на одного старого еврея, по имени Иуда, который якобы знал место захоронения. Но он упорно молчал, отговариваясь неве дением. Ему пригрозили муками и он открыл место, где, как он слышал, были захоронены кресты. После раскопок и был обретен тот крест, на котором был распят Иисус Христос. Но, по преданию, крест был найден с двумя другими крестами — двух разбойников, распятых справа и слева от креста Господня, один из которых перед смертью раскаялся и был прощен Иисусом. Чтобы узнать, какой же из них крест Христов, кресты возлагали на умершего, которого несли к погребению и он по случаю оказался близ креста. Когда возлагали первые два креста, ничего не изменилось, но когда возложили третий крест, Христов, умерший ожил. Видя стечение народа ко кресту, патриарх Макарий приказал воздвигать (поднимать вверх) крест для поклонения верным. Отсюда и происходит название праздника, по преданию.

Праздник Воздвижение креста Господня является днем поста (подобно пятнице, когда был распят Христос).

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
4 декабря (21 ноября по ст. ст.)

Введение во храм — двунадесятый, то есть, один из двенадцати великих праздников, в этот день в храмах совершается торжественное Богослужение. Праздник установлен в память события из раннего детства Девы Марии, когда Ее родители, в благодарность за дарование им от Бога дитяти в столь преклонных летах, когда уже мало надежд на рождение ребенка, обещались посвятить ее Богу и отдали ее на воспитание и служение при храме. Но событие это не было невольным для отроковицы: она чувствовала любовь к Богу и охотно вошла в храм. Ее сопровождали родственники, знакомые. Встретил Ее первосвященник с сослужащими ему в тот день священниками. Утверждают, что при этой встрече был и Захария, отец Иоанна Предтечи, будущего Крестителя Господня.

Молитвы, чтение Писания, рукоделие — вот главные занятия Девы Марии при храме. Такая жизнь кажется скучной, утомительной, трудной только тому, кто не призван к ней. А призванным она доставляет радость. Поэтому и Введение во храм — это не горький обет, а радостное событие, и празднуется оно торжественно, благолепно,

Отцы и учители церкви этот праздник считают поучительным: верующие должны, получив от Бога благодеяние, воздавать Ему благодарения и исполнять свои обеты, обещания Богу.

При храме Дева Мария прожила до того времени, когда, по промыслу Божию, была обручена Иосифу (который потому и называется обручником Ее), дабы потом стать Материю Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия.

Воплощение Бога началось с благовестия, которое принес ангел Деве Марии (смотри: Благовещение).

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
7 января (25 декабря по ст. ст.)

Рождество Христово — великий двунадесятый христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождение Христа, Сына Бога, было предсказано ветхозаветными пророками. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», — говорит пророк Исайя (Ис. 7,14). В древней церкви этот праздник назывался также; Богоявление; потому что Бог явился во плоти, в теле человеческом.

Современный человек, который воплощает столько идей, замыслов (например, машина — воплощенная мысль ее изобретателя), плохо понимает воплощение Божества, которое в древности было понятно всем. Но понималось по-разному. Язычники воплощение относили не только к своим ложным богам, но также и к демонам, бесам (хотя нравственного различия между ложными богами и демонами не было, ибо те и другие одинаково грешили). Но, если есть ложные боги — значит, есть и истинный Бог, есть и истинное воплощение Бога и рождение Его. Бог не имел нужды воплотиться, но грехи людей требовали уже не ангельского вмешательства в дела человеческие, а явления Самого Бога, Который и взял на Себя бремя человеческих грехов — Христос добровольно приносит Себя в жертву за грехи людей. Взяв на Себя грехи мира и уничтожив их, разрушив их тиранию, Он даровал прощение всем верующим в Него.

Рождение Христа тогда ожидалось многими. Ибо мир разлагался от безнравственности и нужен был Спаситель, который бы установил новый правильный образ жизни. Не новые слова были нужны или разные учения человеческие, а новая сила, которая бы возродила человечество. Нужна было не человеческая, а Божественная мудрость. Эта сила и мудрость явились в лице Богочеловека.

В то время была объявлена перепись населения. Поэтому Иосиф с обрученной ему Мариею, бывшею уже непраздною (беременною), ради переписи отправился в свой город Вифлеем. Из-за стечения народа в городе не было мест даже в гостинице. Поэтому Иосиф и Мария остановились в некоей пещере, где были ясли для скота. Лучшего жилища для них не нашлось! Пришло время родить — и ясли для скота стали обителью Богомладенца Иисуса. К Нему, чтобы поклониться (не просто как царю иудейскому, а как Царю мира), по откровению от ангела пришли пастухи, которые неподалеку пасли стадо. И, ведомые живым чудом, звездою, пришли волхвы — цари мудрецы, которые принесли Иисусу в дар золото, ладан и смирну (Мф. 2,11).

Правивший тогда иудейский царь Ирод, узнав о рождении истинного Царя, в зависти и страхе за свой престол, велел убить Родившегося. Но Бог Отец послал ангела для спасения Младенца. И вот, получив откровение во сне, Иосиф и Мария, взяв Иисуса, удалились в Египет. После бегства в Египет они возвратились в свою землю, в город Назарет (Мф. 2,19—23).

КРЕЩЕНИЕ ХРИСТОВО
19 января (6 января по ст. ст.)

Крещение Христово (или: Богоявление) — великий двунадесятый праздник, установленный в воспоминание крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана. Богоявлением он именуется потому, что при этом явился в Троице Бог: Бог Отец, Иже гласом с небес свидетельствовал о Сыне Своем, Который по плоти принимал крещение; Бог Сын, выходивший после крещения из воды; и Бог Дух Святой, сходивший на Него в виде голубя (Мф. 3,13 — 17). Иисус Христос, как Сын Божий и по чистоте человеческого естества Своего, не имел нужды в крещении—в очищении от грехов, но исполнил это, подавая всем пример смирения и послушания, дабы исполнить «всякую правду» (Мф. 3,14 — 15).

Накануне Крещения (в навечерие) совершается великое освящение воды, которую верные берут в дома свои, где она может стоять годами и не портиться. Если воды не достаточно, на другой день еще освящают по великому чину. Вода эта имеет большую силу, нежели та, которая бывает освящена по чину «малого освящения воды» на молебне.

Своим крещением во Иордане Господь освятил таинство крещения, освятил естество воды, установил это таинство, первое из семи таинств, которое принимает всякий, вступающий в церковь. Готовящиеся ко крещению слушают молитвы и наставления, их оглашают словом истины и потому именуются они оглашенными. Что нужно для крещения? Нужно: веровать в Бога, в Иисуса Христа, жить по совести, по заповедям Божиим, знать Символ веры, Отче наш, Богородице Дево.

Крещение совершается водою и Духом, при троекратном погружении крещаемого в воду во имя Святой Троицы; и крещаемый получает прощение всех прежних грехов (при том условии, что он грехов не повторит). Крещение не повторяется, но крещение без веры не действительно, даже и правильно совершенное внешне. Если крещается младенец, обет (обещание) за него Богу дает его крестный отец или крестная мать — восприемники его от крещения, которые потом обязаны учить его христианству, наставлять в заповедях Божиих.

Кроме праздника КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ и таинства крещения, есть еще так именуемое «крещение кровью» — очищение страданием, мученическою смертью,—крещение крестом. «Крещением хочу я креститься», — сказал Господь Иисус Христос, заранее готовясь принять крестные муки. Это крещение кровью, на кресте, стало Его вторым крещением, в котором Он также не имел нужды, но принял ради спасения верующих.

СРЕТЕНИЕ
15 февраля (2 февраля по ст. ст.)

Сретение (по-русски: Встреча) — двунадесятый праздник, установленный в память принесения святою Девою Мариею Иисуса в сороковой день после рождения Его в храм иерусалимский. Ибо по закону полагалось тогда принесение жертвы Богу за свое очищение и для выкупа первенца (двух горлиц или двух птенцов голубиных). В храме встретил Спасителя старец Симеон, благочестивой жизни человек, которому было обещано от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. По вдохновению он пришел в храм и, увидев Младенца, взял его на руки и, благословив Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко... ибо видели очи мои спасение Твое»... То есть, он исповедал вслух, что перед ним Господь, Владыка, спаситель мира. Это было одно из первых принародных исповеданий о Христе. Он благословил Марию и Иосифа и сказал Ей: «Тебе Самой оружие пройдет душу», предрекая этим Ей скорби о распятом Сыне.

Старец Симеон именуется Богоприимцем, потому что принял на руки Богомладенца Христа.

Здесь же тогда была Анна пророчица, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма — постом и молитвой служила Богу денно и нощно. И она, подойдя, исповедовала Господа и говорила всем о Христе.

Эта встреча Бога и человека и стала праздником Сретения. В православной церкви на сороковой день после родов совершается воцерковление матери и обычно в тот же день крестят младенца. Хотя зачатие, вынашивание во чреве и рождение не считаются сами по себе греховными или скверными для души, но тело требует некоторого очищения или успокоения от претерпенных страстей. Для этого и установили сорокадневный срок. (Кстати, и слово карантин означает сорок дней). И если раньше, до Христа, для очищения своего люди приносили в жертву тельцов, овец, голубей, горлиц, то с приходом Христа все кровавые жертвы были отменены, ибо, сказано в Писании, истинная «жертва Богу—дух сокрушенный». Сокрушенный, то есть, раскаивающийся, смиренный. Поэтому у духоносных подвижников Церкви истинное Сретение с Богом, встреча с Христом совершается каждый день, каждый час, в молитве, умом внутри сердца.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ
7 апреля (25 марта по ст. ст.)

Благовещение — один из великих двунадесятых (12-ти) праздников, в этот день совершается торжественная литургия Иоанна Златоуста, предваряемая всенощным бдением (обычно—накануне вечером).

Этот древнейший праздник установлен в память события, описанного в Евангелии: «послан был ангел Гавриил от Бога в город галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мариам. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, благодатная! Господь с Тобою! благословенна Ты в женах.., Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус, Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».

Иосиф, обручник Ее, не был Ее действительным мужем. Он был Ее хранителем, особенно после Того, как узнал о Благовещении от ангела, явившегося ему во сне. Весть о зачатии Иисуса, Сына Божия, действительно благая весть, отсюда и название праздника: Благовещение. День Благовещения есть день сошествия Духа Святого на Марию и зачатия Богомладенца Иисуса. Это начало Евангелия — Благовестия. Праздник сей столь важен, что, если он случится в великий пост, то пост ослабляется, а если в Пасху, то празднуется и в Пасху, когда менее значительные праздники отменяются. После Благовещения, зачатия Богомладенца, следует по времени рождение Иисуса Христа (смотри: Рождество Христово)—явление миру Спасителя.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ -
НЕДЕЛЯ ВАИЙ, (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ)

Празднуется за семь дней до Пасхи. Вход в Иерусалим — двунадесятый праздник. Другое его именование: неделя ваий. Вайя — ветвь финиковой или палестинской ивы. В России заменяют вербою, отсюда название воскресенье вербное или цветоносное. Когда Иисус на молодом осленке въезжал в Иерусалим, народ кричал: «Осанна!», одни постилали одежды свои по пути, другие стлали ветви, ваий, третьи вайями махали в знак приветствия. Отсюда и два названия праздника: Вход в Иерусалим, неделя ваий. (Неделя, в переводе на русский, значит: воскресный день, день неделания, отдыха, то есть, воскресенье).

Вход Господень в Иерусалим был последнею милостию Христа этому городу, ибо, если бы весь город узнал Его, остался бы в мире, но жители не уразумели часа посещения и Господь предрек, что Иерусалим будет разорен, всех перебьют или возьмут в плен, а от иерусалимского храма не останется камня на камне. Слова эти сбылись в 70-ом году по Рождестве Христовом, когда воины Тита взяли с боем город; и это наказание Божие служит нам предостережением.

Вербы, с которыми христиане в день праздника Входа Господня приходят в церковь и которые освящаются и приносятся в дома, знаменуют собою сердечное приятие Христа, а горящие свечи — пламенность любви и молитвы к Нему.

Перед вербным воскресением — Лазарева суббота, в память о Лазаре, которого воскресил Христос (Иоан. 11, 41-44).

Праздник Входа Господня в Иерусалим по своей великости приравнен Благовещению, ибо в нем тоже разрешается (точнее, допускается) вкушение рыбы. После этого праздника наступает страстная седмица, в которую читаются Евангелия страстей Христовых, то есть, страданий Христовых, о том, как Он был предан Иудою Искариотом, взят под стражу, поруган, бичеван и распят на кресте.

ПАСХА — СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.

Пасха — «праздников праздник», «торжество из торжеств», «царь дней», —такими словами славили и славят христиане Пасху — главный праздник, в котором весь символ веры, божественная жизнь, любовь и блаженство.

Пасха — воскресение Христа. В этом весь смысл праздника. Ибо если Христос воскрес, то и мы воскреснем с Ним. Если Он ожил, то и мы оживем по смерти. Если Он вознесся, то и мы вознесены будем на небеса во второе Его пришествие.

Воскресение Христа засвидетельствовали апостолы, и притом засвидетельствовали своею кровью. (Ибо за сказку никто не стал бы жертвовать собою). Засвидетельствовали тысячи и тысячи мучеников, преподобных, праведных. О воскресении свидетельствует благодать в наших сердцах, духовная радость, которую нельзя ни внушить, ни придумать.

В древности празднование Пасхи сопровождалось зажжением огней, иллюминацией. Император или царь отпускал заключенных, богатые отпускали на волю рабов, бедные получали помощь от правительства. Дарили еду, одежду, раздавалиденьги.

На Пасху христосуются — целуются со словами: «Христос воскресе!». И отвечают: «Воистину воскресе!».

Слово Пасха производят от греческого «страдание» и от еврейского «переход», связывая это со страданием Христа и с выходом евреев из Египта. Но Бог отменил еврейскую пасху и дал Пасху христианскую. Наша Пасха — Христос, принесен в жертву за нас.

Но почему Пасха празднуется в разные годы в разные времена?

Многим кажется, почему же нельзя через год в тот же месяц и день отпраздновать Пасху? Ведь празднуем же мы так свой день рождения?! Но заметьте, день рождения в этом году, например, приходится на вторник, а в следующем году на среду. А ведь Пасха — воскресение Христа, и нельзя ее праздновать в другой день, невоскресный. Нельзя же воскресение праздновать в четверг!

А в високосный год добавляется еще один день, и ваш день рождения тогда вместо среды йридется в четверг, или вместо четверга в пятницу. Л Пасха? Здесь еще труднее вычислять. Ведь пасхалия — расчисление Пасхи по годам — рассчитывается не только по солнцу, но и по луне. Ведь Пасху положено праздновать в первый воскресный день после весеннего равноденствия (равноденствие — сутки, когда день и ночь равны по продолжительности, имеют по 12-ти часов). Христос, как мы знаем, воскрес в первый день после полнолуния, поэтому и празднуют Пасху, расчисляя ее и по солнцу и по луне; в первое воскресение после полнолуния, не раньше весеннего равноденствия. Но луна через год не бывает в той же фазе, через год она не бывает опять в полнолунии. И это весьма изменяет время празднования Пасхи, она бывает то ранняя, то поздняя. Есть и другие условия, но мы их здесь опускаем для краткости.

Начинают празднование Пасхи в великую субботу, накануне воскресения. В храме бьюает чтение книги «Деяний апостольских», читают до глубокого вечера. После краткого Богослужения, которое называется полунощницею, начинается торжественное шествие вокруг храма, христиане идут с зажженными свечами, хоругвями (церковными священными знаменами), все поют: «воскресение твое, христе сплсе, ангели поют на небесех; и нас на земли сподови, чистым сердцем теве славити». Звонят колокола.

В 24 часа (не ранее) по истинному местному времени совершается это шествие вокруг храма. Христианин, обрати внимание: по уставу Пасха празднуется после полуночи, не ранее. Но у нас на территории России, да и в других местах тоже, это правило не исполнялось по причине введения так называемого «декретного времени» в 1930 году, когда стрелки всех часов были переведены на час вперед (то есть, солнечный полдень наступал не в 12 часов, а в 13 часов), и по причине введения «летнего времени», когда стрелки переводятся еще на один час вперед. И так, солнечный полдень наступал в 14 часов, а истинная полночь наступала только в 2 часа ночи. Поэтому и Пасху начинали на два часа раньше положенного — приблизительно в 22 часа (хотя стрелки показывали 24). А ведь Христос воскрес утром (а не в 10 часов вечера), и по уставу, сказано, Пасху нужно начинать «О часе утреннем». Итак, после шествия вокруг храма прихожане подходят к паперти, к дверям притвора, и здесь, вне храма, но внутри Церкви, начинается Пасха. После священнического возгласа: «Слава святей... Троице...» священник начинает, а певчие и все миряне за ним поют: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ»,

С этим пением входят в храм и далее начинается пасхальный канон. Идет пасхальная утреня, во время которой при окончании пения стихир, при словах: «друг друга обымем, рцем, братие», бывает целование. Все христосуются. Кто хоть однажды праздновал Пасху, не забудет ее вовек.

Освящение пасхальных куличей, пасох, яиц совершается в субботу накануне Пасхи, после литургии, и продолжается до вечера, затем освящение продолжается после пасхальной литургии, по утру.

ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
празднуется на сороковой день по Пасхе всегда в четверг.

Вознесение Христово — двунадесятый праздник, установлен в память вознесения Иисуса Христа на небо. Праздник служит введением или приготовлением к празднеству сошествия Святого Духа, к дню Троицы.

После воскресения Своего Господь Иисус Христос являлся в разных местах Своим ученикам, сначала женам мироносицам, первой из них Марии из Магдалы, затем одиннадцати апостолам (ибо Иуды предателя уже не было), потом 500-м человек. Явления воскресшего Христа ученикам продолжались сорок дней, Он укреплял их в вере, сказал им, чтобы не отлучались от Иерусалима, ибо пошлет им с неба обетование Отца — Духа Святого. Он велел им проповедовать Евангелие и крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28,19).

И так, однажды по воскресении на сороковой день, Господь, после беседований с учениками, вывел их в Вифанию и, подняв руки Свои, благословил учеников. И, когда Он благословлял их, стал «отдаляться от них и возноситься на небо», — говорит апостол Лука (Лк. 24, 51), и «облако взяло Его из вида их». Они же поклонились Ему и возвратились в Иерусалим в радости великой, ибо два ангела Господня сказали им, что «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»(Деян. 1,11).

О Своем вознесении Иисус прежде не раз предрекал апостолам: «Восхожу ко Отцу Моему», но они не понимали слов Его, покамест вдруг увидели, что слова Его сбылись.

Воскресение Христа и Его вознесение убедили апостолов в истинности Его учения, в Божественности Его происхождения, ибо воскреснуть из мертвых и вознестись на небо мог только Бог воплощенный, без Бога никакие чудеса истинные невозможны. Ясно, что это был Сын Божий. И это было не восхождение умом на небо, в мечтах или призрачно, а действительное вознесение в собственном теле.

Вознесение Христа является свидетельством того, что и мы, если сподобимся, после общего воскресения из мертвых, в своих телах будем взяты на небо, — вся истинная Церковь будет вознесена на небо и там будет пребывать вечно с Богом; тогда будет новое небо и новая земля.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПЯТИДЕСЯТНИЦА
празднуется в воскресение, в 50-й день по Пасхе.

День Святой Троицы — один из величайших двунадесятых праздников, на Руси он празднуется особенно торжественно. Пятидесятницею он называется потому, что в пятидесятый день после Пасхи сошел на апостолов Дух Святой. Еще большую праздничность придает этому дню обычай христиан украшать храмы и дома свои деревами, травами и цветами, чаще всего—ветвями берез с листьями.

Троицыным днем этот праздник называется в честь Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Ибо в этот день Бог Отец ради Сына Своего послал Духа Своего Святого. Это было исполнением того обетования, которое было предречено еще в Ветхом завете и подтверждено в Новом завете Сыном Божиим Иисусом Христом.

Действительное сошествие Святого Духа имеет и символическое значение. Раньше, когда люди строили Вавилонскую башню до небес (столп, по-славянски), Бог, Которому было неугодно это гордое дело, сотворил так, что они перестали понимать друг друга — прежде единый язык разделился на языки и люди разошлись по земле, не завершив строительства башни. Когда же, в день Святой Троицы сошел на учеников Дух Святой, они, не учась, стали говорить разными иностранными языками. И это объединило людей, ибо, в какую бы землю ни приходили апостолы, всюду они говорили на языке той страны и все понимали их. Слово Христа, Евангелие, которое они проповедовали, принимаемое, роднило людей в Боге, делая их братьями. Итак, там было разделение, а здесь единение. Люди становятся едины в Боге, в Троице.

Дух же Святой сошел на учеников видимым образом, не в воображении, а в действительности, в виде раздваивающихся языков как бы огня. (Не такой же ли благодатный огонь сходит каждый год в субботу перед православною Пасхою в православном храме в Иерусалиме? Смотри об этом: Преображение).

Хотя Пятидесятница и есть Духов день, но Церковь установила особый праздник день Святого Духа, он празднуется в понедельник, на следующий день после Троицына дня.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
19 августа (6 августа по ст. ст.)

Преображение Господне — великий двунадесятый праздник, его особенно почитают христиане. В этот день освящаются плоды: виноград, колосья пшеницы и др..

Преображение почитают и нехристиане, некрещеные, за его глубинный смысл. Праздник установлен в воспоминание великого события в жизни Иисуса Христа. Иисус взял учеников Своих Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую, и преобразился пред ними: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет», — говорит евангелист Матфей (Мф. 17, 2). Во время преображения им явились Моисей и Илия, беседующие с Ним. Петр сказал: Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сотворим здесь три кущи (три шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и убоялись весьма.

Видение кончилось. Этим видением Господь укреплял учеников, чтобы, когда увидят Его распинаемым, уразумели, что Он страдает по Своему соизволению, и дабы верили в скорое Его воскресение из мертвых. Местом преображения является гора Фавор (некоторые неправильно называют гору Ермон). Отсюда явилось выражение: Фаворский свет. То есть свет не земной, не солнечный.

Фаворский свет — божественный свет, благодатное действо которого преобразило не только лице Иисуса, но и Его одежды. Лицо Его просияло, как солнце, я одежды Его, — как свет. О таинственном Фаворском свете написано много книг, и церковными писателями, и мирскими учеными, но без помощи свыше постичь этот благодатный свет невозможно. Фаворский свет подобен тому благодатному огню, который в субботу, только перед православною Пасхою, каждый год сходит на присутствующих в православном храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот огонь не жжет, не опаляет первые минуты, им без вреда прикасаются к коже, к волосам, к одежде. Но через несколько минут огонь становится обыкновенным — обжигающим, стихийным. Преображение Христа является также символом, что и наши тела будут преображены во второе пришествие Христа, во всеобщее воскресение мертвых. Не все умрем, говорит апостол, но изменимся. Тогда тела живых изменятся, преобразятся, станут подобными телу воскресшего Христа, которому стены не были преградою, Он проходил сквозь них, и притом Он ел, вкушал пищу пред учениками Своими, рыбу и мед, в удостоверение, что это именно Он, воскресший Иисус Христос в Своем теле, имеющий кости и плоть, а не дух, который не имеет плоти и костей.

Также и тела мертвых будут воскрешены, дабы каждый получил, «яже С телом содела», то, что сотворил вместе с телом: или полноту блага за добрые дела свои или полноту наказания за злые дела свои, за нераскаянные грехи. Грешили вместе (душа и тело), и наказаны вместе. Творили добро вместе, и прославлены вместе. Да сподобимся и мы преображения и спасения вечного с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.

УСПЕНИЕ БОЖИЕИ МАТЕРИ
28 августа (15 августа по ст. ст.)

Успение Божией Матери — двунадесятый праздник. Успение по-русски означает: усыпание, сон. Смерть физическая, телесная—это отделение души от тела, а смерть духовная — это отделение души от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от Божества, потому и кончина Ее называется не смертью, а успением, и является праздником, хотя и не без скорби. Также и всем христианам, отходящим в тот мир, церковь просит: «во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи».

После вознесения Христа на небо, Матерь Божия, как известно из Евангелия, жила под попечением апостола Иоанна, ибо он стал нареченным Ее сыном, а Она ему нареченною матерью (Ин. 19, 26 — 27). По некоторым сведениям, Она после вознесения Сына Своего прожила еще около пятнадцати лет, — почти столько же, сколько и до рождения Его,

Первоначально праздник совершался 18 августа (по старому стилю), но в некоторых местах праздновался 15 августа (ст. ст.), и в этот день и установлено его праздновать.

По установившемуся преданию, день Ее кончины был Ей открыт от Бога. Она готовилась к нему. К этому дню чудесным образом были собраны апостолы, которые уже давно разошлись по земле, проповедуя Евангелие. На третий день после кончины Богоматери пришел ко гробу ее (гробнице) апостол Фома — но Ее тела там уже не было (некоторые это даже называют богородичным вознесением, но не название неправославно).

Успеньев день является днем окончания Успенского поста, и если он случится в среду или пятницу, разрешается рыба.

Через много столетий после явления Христа, в так называемые средние века и позднее, успением, сном уже называлась не смерть, а жизнь. Тогда говорили: жизнь есть сон, от которого человек пробуждается после смерти, после отделения души от тела.

[1][2]