<-- header__menu -->

Церковные праздники

Церковные праздники

Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Пасха — праздник праздников. Главные праздники года (их двенадцать, и называются они поэтому двунадесятые): Рождество Христово, Крещение Господне или Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы.

Другая степень — великие праздники. К ним относятся: Обрезание Господне, собор апостолов Петра и Павла, Покров Богородицы, собор Архангела Михаила, память святителя Николая и другие.

Множество праздников связаны с именами святых. Из них одни более торжественны, другие менее. Это зависит от национальных и исторических причин.

Также много праздников в Русской Православной Церкви в честь Богородицы, ради Ее чудотворных икон.

Для каждого праздника написаны свои песнопения. Среди них главные — тропарь и кондак. Они передают в сжатом виде смысл празднуемого события.

21 сентября (8 сентября по ст. ст.)

21 сентября (8 сентября по ст. ст.) Рождество Богородицы — один из двунадесятых великих христианских праздников, в этот день в храмах совершается торжественное Богослужение, предваряемое всенощным бдением.

Праздник этот установлен в память рождения пречистой Девы Марии, Богородицы. Ее родителями были святые праведные Иоаким и Анна. В Житии Божией Матери (в описании Ее земной жизни) повествуется, что ее родителям было дано от ангела Господня откровение, что они, уже в преклонных летах, родят дитя и нарекут Ей имя Мария (по-еврейски Мариам). Такое позднее рождение от родителей, которые уже многими считались «неплодными»,было предзнаменованием чудесного рождения Иисуса Христа, рожденного без мужеского семени. Ибо если Бог может бесплодных сделать плодовитыми, то силен Бог и без мужа сотворить Деве плод во чреве ее от Духа Своего Святого.

Как известно, все дети, рожденные поздно, но желанные своим родителям, особенно любимы и оберегаемы. Так же была любима и хранима своими родителями Дева Мария, будущая Богородица. Ее воспитывали в чистоте души и тела, учили женскому рукоделию. Согласно свидетельству, Она соткала Сыну Своему Иисусу тот хитон, который не посмели разодрать воины при кресте, когда делили добычу, ибо, как сказано в Евангелии, хитон был не сшитый, а весь тканый сверху донизу (Иоанна 19,23).

Отроковицею Она была отдана во храм (смотри: Введение во храм), где совершала молитвы и читала Писание, занималась рукодельем.

С Рождеством Богородицы стало возможным и Рождество Спасителя от Нее, поэтому день Ее рождения считается днем предначала новой эры — зарей христианства.

27 сентября (14 сентября по ст. ст.)

Воздвижение креста — двунадесятый праздник, установленный в начале 4-го века. После столетних гонений на христиан, наконец, церковь Христова обрела свободу проповедовать, стала дозволенною, официальною, как мы теперь говорим. И тогда в 313 году по Р. Хр. святая царица Елена повелела разыскать крест Христов, стоявший древле на Голгофе. Но никто не знал места захоронения креста. Наконец, как гласит предание, указали на одного старого еврея, по имени Иуда, который якобы знал место захоронения. Но он упорно молчал, отговариваясь неве дением. Ему пригрозили муками и он открыл место, где, как он слышал, были захоронены кресты. После раскопок и был обретен тот крест, на котором был распят Иисус Христос. Но, по преданию, крест был найден с двумя другими крестами — двух разбойников, распятых справа и слева от креста Господня, один из которых перед смертью раскаялся и был прощен Иисусом. Чтобы узнать, какой же из них крест Христов, кресты возлагали на умершего, которого несли к погребению и он по случаю оказался близ креста. Когда возлагали первые два креста, ничего не изменилось, но когда возложили третий крест, Христов, умерший ожил. Видя стечение народа ко кресту, патриарх Макарий приказал воздвигать (поднимать вверх) крест для поклонения верным. Отсюда и происходит название праздника, по преданию.

Праздник Воздвижение креста Господня является днем поста (подобно пятнице, когда был распят Христос).

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
4 декабря (21 ноября по ст. ст.)

Введение во храм — двунадесятый, то есть, один из двенадцати великих праздников, в этот день в храмах совершается торжественное Богослужение. Праздник установлен в память события из раннего детства Девы Марии, когда Ее родители, в благодарность за дарование им от Бога дитяти в столь преклонных летах, когда уже мало надежд на рождение ребенка, обещались посвятить ее Богу и отдали ее на воспитание и служение при храме. Но событие это не было невольным для отроковицы: она чувствовала любовь к Богу и охотно вошла в храм. Ее сопровождали родственники, знакомые. Встретил Ее первосвященник с сослужащими ему в тот день священниками. Утверждают, что при этой встрече был и Захария, отец Иоанна Предтечи, будущего Крестителя Господня.

Молитвы, чтение Писания, рукоделие — вот главные занятия Девы Марии при храме. Такая жизнь кажется скучной, утомительной, трудной только тому, кто не призван к ней. А призванным она доставляет радость. Поэтому и Введение во храм — это не горький обет, а радостное событие, и празднуется оно торжественно, благолепно,

Отцы и учители церкви этот праздник считают поучительным: верующие должны, получив от Бога благодеяние, воздавать Ему благодарения и исполнять свои обеты, обещания Богу.

При храме Дева Мария прожила до того времени, когда, по промыслу Божию, была обручена Иосифу (который потому и называется обручником Ее), дабы потом стать Материю Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия.

Воплощение Бога началось с благовестия, которое принес ангел Деве Марии (смотри: Благовещение).

7 января (25 декабря по ст. ст.)

Рождество Христово — великий двунадесятый христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождение Христа, Сына Бога, было предсказано ветхозаветными пророками. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», — говорит пророк Исайя (Ис. 7,14). В древней церкви этот праздник назывался также; Богоявление; потому что Бог явился во плоти, в теле человеческом.

Современный человек, который воплощает столько идей, замыслов (например, машина — воплощенная мысль ее изобретателя), плохо понимает воплощение Божества, которое в древности было понятно всем. Но понималось по-разному. Язычники воплощение относили не только к своим ложным богам, но также и к демонам, бесам (хотя нравственного различия между ложными богами и демонами не было, ибо те и другие одинаково грешили). Но, если есть ложные боги — значит, есть и истинный Бог, есть и истинное воплощение Бога и рождение Его. Бог не имел нужды воплотиться, но грехи людей требовали уже не ангельского вмешательства в дела человеческие, а явления Самого Бога, Который и взял на Себя бремя человеческих грехов — Христос добровольно приносит Себя в жертву за грехи людей. Взяв на Себя грехи мира и уничтожив их, разрушив их тиранию, Он даровал прощение всем верующим в Него.

Рождение Христа тогда ожидалось многими. Ибо мир разлагался от безнравственности и нужен был Спаситель, который бы установил новый правильный образ жизни. Не новые слова были нужны или разные учения человеческие, а новая сила, которая бы возродила человечество. Нужна было не человеческая, а Божественная мудрость. Эта сила и мудрость явились в лице Богочеловека.

В то время была объявлена перепись населения. Поэтому Иосиф с обрученной ему Мариею, бывшею уже непраздною (беременною), ради переписи отправился в свой город Вифлеем. Из-за стечения народа в городе не было мест даже в гостинице. Поэтому Иосиф и Мария остановились в некоей пещере, где были ясли для скота. Лучшего жилища для них не нашлось! Пришло время родить — и ясли для скота стали обителью Богомладенца Иисуса. К Нему, чтобы поклониться (не просто как царю иудейскому, а как Царю мира), по откровению от ангела пришли пастухи, которые неподалеку пасли стадо. И, ведомые живым чудом, звездою, пришли волхвы — цари мудрецы, которые принесли Иисусу в дар золото, ладан и смирну (Мф. 2,11).

Правивший тогда иудейский царь Ирод, узнав о рождении истинного Царя, в зависти и страхе за свой престол, велел убить Родившегося. Но Бог Отец послал ангела для спасения Младенца. И вот, получив откровение во сне, Иосиф и Мария, взяв Иисуса, удалились в Египет. После бегства в Египет они возвратились в свою землю, в город Назарет (Мф. 2,19—23).

КРЕЩЕНИЕ ХРИСТОВО
19 января (6 января по ст. ст.)

Крещение Христово (или: Богоявление) — великий двунадесятый праздник, установленный в воспоминание крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана. Богоявлением он именуется потому, что при этом явился в Троице Бог: Бог Отец, Иже гласом с небес свидетельствовал о Сыне Своем, Который по плоти принимал крещение; Бог Сын, выходивший после крещения из воды; и Бог Дух Святой, сходивший на Него в виде голубя (Мф. 3,13 — 17). Иисус Христос, как Сын Божий и по чистоте человеческого естества Своего, не имел нужды в крещении—в очищении от грехов, но исполнил это, подавая всем пример смирения и послушания, дабы исполнить «всякую правду» (Мф. 3,14 — 15).

Накануне Крещения (в навечерие) совершается великое освящение воды, которую верные берут в дома свои, где она может стоять годами и не портиться. Если воды не достаточно, на другой день еще освящают по великому чину. Вода эта имеет большую силу, нежели та, которая бывает освящена по чину «малого освящения воды» на молебне.

Своим крещением во Иордане Господь освятил таинство крещения, освятил естество воды, установил это таинство, первое из семи таинств, которое принимает всякий, вступающий в церковь. Готовящиеся ко крещению слушают молитвы и наставления, их оглашают словом истины и потому именуются они оглашенными. Что нужно для крещения? Нужно: веровать в Бога, в Иисуса Христа, жить по совести, по заповедям Божиим, знать Символ веры, Отче наш, Богородице Дево.

Крещение совершается водою и Духом, при троекратном погружении крещаемого в воду во имя Святой Троицы; и крещаемый получает прощение всех прежних грехов (при том условии, что он грехов не повторит). Крещение не повторяется, но крещение без веры не действительно, даже и правильно совершенное внешне. Если крещается младенец, обет (обещание) за него Богу дает его крестный отец или крестная мать — восприемники его от крещения, которые потом обязаны учить его христианству, наставлять в заповедях Божиих.

Кроме праздника КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ и таинства крещения, есть еще так именуемое «крещение кровью» — очищение страданием, мученическою смертью,—крещение крестом. «Крещением хочу я креститься», — сказал Господь Иисус Христос, заранее готовясь принять крестные муки. Это крещение кровью, на кресте, стало Его вторым крещением, в котором Он также не имел нужды, но принял ради спасения верующих.

СРЕТЕНИЕ
15 февраля (2 февраля по ст. ст.)

Сретение (по-русски: Встреча) — двунадесятый праздник, установленный в память принесения святою Девою Мариею Иисуса в сороковой день после рождения Его в храм иерусалимский. Ибо по закону полагалось тогда принесение жертвы Богу за свое очищение и для выкупа первенца (двух горлиц или двух птенцов голубиных). В храме встретил Спасителя старец Симеон, благочестивой жизни человек, которому было обещано от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. По вдохновению он пришел в храм и, увидев Младенца, взял его на руки и, благословив Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко... ибо видели очи мои спасение Твое»... То есть, он исповедал вслух, что перед ним Господь, Владыка, спаситель мира. Это было одно из первых принародных исповеданий о Христе. Он благословил Марию и Иосифа и сказал Ей: «Тебе Самой оружие пройдет душу», предрекая этим Ей скорби о распятом Сыне.

Старец Симеон именуется Богоприимцем, потому что принял на руки Богомладенца Христа.

Здесь же тогда была Анна пророчица, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма — постом и молитвой служила Богу денно и нощно. И она, подойдя, исповедовала Господа и говорила всем о Христе.

Эта встреча Бога и человека и стала праздником Сретения. В православной церкви на сороковой день после родов совершается воцерковление матери и обычно в тот же день крестят младенца. Хотя зачатие, вынашивание во чреве и рождение не считаются сами по себе греховными или скверными для души, но тело требует некоторого очищения или успокоения от претерпенных страстей. Для этого и установили сорокадневный срок. (Кстати, и слово карантин означает сорок дней). И если раньше, до Христа, для очищения своего люди приносили в жертву тельцов, овец, голубей, горлиц, то с приходом Христа все кровавые жертвы были отменены, ибо, сказано в Писании, истинная «жертва Богу—дух сокрушенный». Сокрушенный, то есть, раскаивающийся, смиренный. Поэтому у духоносных подвижников Церкви истинное Сретение с Богом, встреча с Христом совершается каждый день, каждый час, в молитве, умом внутри сердца.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ
7 апреля (25 марта по ст. ст.)

Благовещение — один из великих двунадесятых (12-ти) праздников, в этот день совершается торжественная литургия Иоанна Златоуста, предваряемая всенощным бдением (обычно—накануне вечером).

Этот древнейший праздник установлен в память события, описанного в Евангелии: «послан был ангел Гавриил от Бога в город галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мариам. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, благодатная! Господь с Тобою! благословенна Ты в женах.., Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус, Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».

Иосиф, обручник Ее, не был Ее действительным мужем. Он был Ее хранителем, особенно после Того, как узнал о Благовещении от ангела, явившегося ему во сне. Весть о зачатии Иисуса, Сына Божия, действительно благая весть, отсюда и название праздника: Благовещение. День Благовещения есть день сошествия Духа Святого на Марию и зачатия Богомладенца Иисуса. Это начало Евангелия — Благовестия. Праздник сей столь важен, что, если он случится в великий пост, то пост ослабляется, а если в Пасху, то празднуется и в Пасху, когда менее значительные праздники отменяются. После Благовещения, зачатия Богомладенца, следует по времени рождение Иисуса Христа (смотри: Рождество Христово)—явление миру Спасителя.

Празднуется за семь дней до Пасхи. Вход в Иерусалим — двунадесятый праздник. Другое его именование: неделя ваий. Вайя — ветвь финиковой или палестинской ивы. В России заменяют вербою, отсюда название воскресенье вербное или цветоносное. Когда Иисус на молодом осленке въезжал в Иерусалим, народ кричал: «Осанна!», одни постилали одежды свои по пути, другие стлали ветви, ваий, третьи вайями махали в знак приветствия. Отсюда и два названия праздника: Вход в Иерусалим, неделя ваий. (Неделя, в переводе на русский, значит: воскресный день, день неделания, отдыха, то есть, воскресенье).

Вход Господень в Иерусалим был последнею милостию Христа этому городу, ибо, если бы весь город узнал Его, остался бы в мире, но жители не уразумели часа посещения и Господь предрек, что Иерусалим будет разорен, всех перебьют или возьмут в плен, а от иерусалимского храма не останется камня на камне. Слова эти сбылись в 70-ом году по Рождестве Христовом, когда воины Тита взяли с боем город; и это наказание Божие служит нам предостережением.

Вербы, с которыми христиане в день праздника Входа Господня приходят в церковь и которые освящаются и приносятся в дома, знаменуют собою сердечное приятие Христа, а горящие свечи — пламенность любви и молитвы к Нему.

Перед вербным воскресением — Лазарева суббота, в память о Лазаре, которого воскресил Христос (Иоан. 11, 41-44).

Праздник Входа Господня в Иерусалим по своей великости приравнен Благовещению, ибо в нем тоже разрешается (точнее, допускается) вкушение рыбы. После этого праздника наступает страстная седмица, в которую читаются Евангелия страстей Христовых, то есть, страданий Христовых, о том, как Он был предан Иудою Искариотом, взят под стражу, поруган, бичеван и распят на кресте.

ПАСХА — СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.

Пасха — «праздников праздник», «торжество из торжеств», «царь дней», —такими словами славили и славят христиане Пасху — главный праздник, в котором весь символ веры, божественная жизнь, любовь и блаженство.

Пасха — воскресение Христа. В этом весь смысл праздника. Ибо если Христос воскрес, то и мы воскреснем с Ним. Если Он ожил, то и мы оживем по смерти. Если Он вознесся, то и мы вознесены будем на небеса во второе Его пришествие.

Воскресение Христа засвидетельствовали апостолы, и притом засвидетельствовали своею кровью. (Ибо за сказку никто не стал бы жертвовать собою). Засвидетельствовали тысячи и тысячи мучеников, преподобных, праведных. О воскресении свидетельствует благодать в наших сердцах, духовная радость, которую нельзя ни внушить, ни придумать.

В древности празднование Пасхи сопровождалось зажжением огней, иллюминацией. Император или царь отпускал заключенных, богатые отпускали на волю рабов, бедные получали помощь от правительства. Дарили еду, одежду, раздавалиденьги.

На Пасху христосуются — целуются со словами: «Христос воскресе!». И отвечают: «Воистину воскресе!».

Слово Пасха производят от греческого «страдание» и от еврейского «переход», связывая это со страданием Христа и с выходом евреев из Египта. Но Бог отменил еврейскую пасху и дал Пасху христианскую. Наша Пасха — Христос, принесен в жертву за нас.

Но почему Пасха празднуется в разные годы в разные времена?

Многим кажется, почему же нельзя через год в тот же месяц и день отпраздновать Пасху? Ведь празднуем же мы так свой день рождения?! Но заметьте, день рождения в этом году, например, приходится на вторник, а в следующем году на среду. А ведь Пасха — воскресение Христа, и нельзя ее праздновать в другой день, невоскресный. Нельзя же воскресение праздновать в четверг!

А в високосный год добавляется еще один день, и ваш день рождения тогда вместо среды йридется в четверг, или вместо четверга в пятницу. Л Пасха? Здесь еще труднее вычислять. Ведь пасхалия — расчисление Пасхи по годам — рассчитывается не только по солнцу, но и по луне. Ведь Пасху положено праздновать в первый воскресный день после весеннего равноденствия (равноденствие — сутки, когда день и ночь равны по продолжительности, имеют по 12-ти часов). Христос, как мы знаем, воскрес в первый день после полнолуния, поэтому и празднуют Пасху, расчисляя ее и по солнцу и по луне; в первое воскресение после полнолуния, не раньше весеннего равноденствия. Но луна через год не бывает в той же фазе, через год она не бывает опять в полнолунии. И это весьма изменяет время празднования Пасхи, она бывает то ранняя, то поздняя. Есть и другие условия, но мы их здесь опускаем для краткости.

Начинают празднование Пасхи в великую субботу, накануне воскресения. В храме бьюает чтение книги «Деяний апостольских», читают до глубокого вечера. После краткого Богослужения, которое называется полунощницею, начинается торжественное шествие вокруг храма, христиане идут с зажженными свечами, хоругвями (церковными священными знаменами), все поют: «воскресение твое, христе сплсе, ангели поют на небесех; и нас на земли сподови, чистым сердцем теве славити». Звонят колокола.

В 24 часа (не ранее) по истинному местному времени совершается это шествие вокруг храма. Христианин, обрати внимание: по уставу Пасха празднуется после полуночи, не ранее. Но у нас на территории России, да и в других местах тоже, это правило не исполнялось по причине введения так называемого «декретного времени» в 1930 году, когда стрелки всех часов были переведены на час вперед (то есть, солнечный полдень наступал не в 12 часов, а в 13 часов), и по причине введения «летнего времени», когда стрелки переводятся еще на один час вперед. И так, солнечный полдень наступал в 14 часов, а истинная полночь наступала только в 2 часа ночи. Поэтому и Пасху начинали на два часа раньше положенного — приблизительно в 22 часа (хотя стрелки показывали 24). А ведь Христос воскрес утром (а не в 10 часов вечера), и по уставу, сказано, Пасху нужно начинать «О часе утреннем». Итак, после шествия вокруг храма прихожане подходят к паперти, к дверям притвора, и здесь, вне храма, но внутри Церкви, начинается Пасха. После священнического возгласа: «Слава святей... Троице...» священник начинает, а певчие и все миряне за ним поют: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ»,

С этим пением входят в храм и далее начинается пасхальный канон. Идет пасхальная утреня, во время которой при окончании пения стихир, при словах: «друг друга обымем, рцем, братие», бывает целование. Все христосуются. Кто хоть однажды праздновал Пасху, не забудет ее вовек.

Освящение пасхальных куличей, пасох, яиц совершается в субботу накануне Пасхи, после литургии, и продолжается до вечера, затем освящение продолжается после пасхальной литургии, по утру.

ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
празднуется на сороковой день по Пасхе всегда в четверг.

Вознесение Христово — двунадесятый праздник, установлен в память вознесения Иисуса Христа на небо. Праздник служит введением или приготовлением к празднеству сошествия Святого Духа, к дню Троицы.

После воскресения Своего Господь Иисус Христос являлся в разных местах Своим ученикам, сначала женам мироносицам, первой из них Марии из Магдалы, затем одиннадцати апостолам (ибо Иуды предателя уже не было), потом 500-м человек. Явления воскресшего Христа ученикам продолжались сорок дней, Он укреплял их в вере, сказал им, чтобы не отлучались от Иерусалима, ибо пошлет им с неба обетование Отца — Духа Святого. Он велел им проповедовать Евангелие и крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28,19).

И так, однажды по воскресении на сороковой день, Господь, после беседований с учениками, вывел их в Вифанию и, подняв руки Свои, благословил учеников. И, когда Он благословлял их, стал «отдаляться от них и возноситься на небо», — говорит апостол Лука (Лк. 24, 51), и «облако взяло Его из вида их». Они же поклонились Ему и возвратились в Иерусалим в радости великой, ибо два ангела Господня сказали им, что «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»(Деян. 1,11).

О Своем вознесении Иисус прежде не раз предрекал апостолам: «Восхожу ко Отцу Моему», но они не понимали слов Его, покамест вдруг увидели, что слова Его сбылись.

Воскресение Христа и Его вознесение убедили апостолов в истинности Его учения, в Божественности Его происхождения, ибо воскреснуть из мертвых и вознестись на небо мог только Бог воплощенный, без Бога никакие чудеса истинные невозможны. Ясно, что это был Сын Божий. И это было не восхождение умом на небо, в мечтах или призрачно, а действительное вознесение в собственном теле.

Вознесение Христа является свидетельством того, что и мы, если сподобимся, после общего воскресения из мертвых, в своих телах будем взяты на небо, — вся истинная Церковь будет вознесена на небо и там будет пребывать вечно с Богом; тогда будет новое небо и новая земля.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПЯТИДЕСЯТНИЦА
празднуется в воскресение, в 50-й день по Пасхе.

День Святой Троицы — один из величайших двунадесятых праздников, на Руси он празднуется особенно торжественно. Пятидесятницею он называется потому, что в пятидесятый день после Пасхи сошел на апостолов Дух Святой. Еще большую праздничность придает этому дню обычай христиан украшать храмы и дома свои деревами, травами и цветами, чаще всего—ветвями берез с листьями.

Троицыным днем этот праздник называется в честь Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Ибо в этот день Бог Отец ради Сына Своего послал Духа Своего Святого. Это было исполнением того обетования, которое было предречено еще в Ветхом завете и подтверждено в Новом завете Сыном Божиим Иисусом Христом.

Действительное сошествие Святого Духа имеет и символическое значение. Раньше, когда люди строили Вавилонскую башню до небес (столп, по-славянски), Бог, Которому было неугодно это гордое дело, сотворил так, что они перестали понимать друг друга — прежде единый язык разделился на языки и люди разошлись по земле, не завершив строительства башни. Когда же, в день Святой Троицы сошел на учеников Дух Святой, они, не учась, стали говорить разными иностранными языками. И это объединило людей, ибо, в какую бы землю ни приходили апостолы, всюду они говорили на языке той страны и все понимали их. Слово Христа, Евангелие, которое они проповедовали, принимаемое, роднило людей в Боге, делая их братьями. Итак, там было разделение, а здесь единение. Люди становятся едины в Боге, в Троице.

Дух же Святой сошел на учеников видимым образом, не в воображении, а в действительности, в виде раздваивающихся языков как бы огня. (Не такой же ли благодатный огонь сходит каждый год в субботу перед православною Пасхою в православном храме в Иерусалиме? Смотри об этом: Преображение).

Хотя Пятидесятница и есть Духов день, но Церковь установила особый праздник день Святого Духа, он празднуется в понедельник, на следующий день после Троицына дня.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
19 августа (6 августа по ст. ст.)

Преображение Господне — великий двунадесятый праздник, его особенно почитают христиане. В этот день освящаются плоды: виноград, колосья пшеницы и др..

Преображение почитают и нехристиане, некрещеные, за его глубинный смысл. Праздник установлен в воспоминание великого события в жизни Иисуса Христа. Иисус взял учеников Своих Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую, и преобразился пред ними: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет», — говорит евангелист Матфей (Мф. 17, 2). Во время преображения им явились Моисей и Илия, беседующие с Ним. Петр сказал: Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сотворим здесь три кущи (три шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и убоялись весьма.

Видение кончилось. Этим видением Господь укреплял учеников, чтобы, когда увидят Его распинаемым, уразумели, что Он страдает по Своему соизволению, и дабы верили в скорое Его воскресение из мертвых. Местом преображения является гора Фавор (некоторые неправильно называют гору Ермон). Отсюда явилось выражение: Фаворский свет. То есть свет не земной, не солнечный.

Фаворский свет — божественный свет, благодатное действо которого преобразило не только лице Иисуса, но и Его одежды. Лицо Его просияло, как солнце, я одежды Его, — как свет. О таинственном Фаворском свете написано много книг, и церковными писателями, и мирскими учеными, но без помощи свыше постичь этот благодатный свет невозможно. Фаворский свет подобен тому благодатному огню, который в субботу, только перед православною Пасхою, каждый год сходит на присутствующих в православном храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот огонь не жжет, не опаляет первые минуты, им без вреда прикасаются к коже, к волосам, к одежде. Но через несколько минут огонь становится обыкновенным — обжигающим, стихийным. Преображение Христа является также символом, что и наши тела будут преображены во второе пришествие Христа, во всеобщее воскресение мертвых. Не все умрем, говорит апостол, но изменимся. Тогда тела живых изменятся, преобразятся, станут подобными телу воскресшего Христа, которому стены не были преградою, Он проходил сквозь них, и притом Он ел, вкушал пищу пред учениками Своими, рыбу и мед, в удостоверение, что это именно Он, воскресший Иисус Христос в Своем теле, имеющий кости и плоть, а не дух, который не имеет плоти и костей.

Также и тела мертвых будут воскрешены, дабы каждый получил, «яже С телом содела», то, что сотворил вместе с телом: или полноту блага за добрые дела свои или полноту наказания за злые дела свои, за нераскаянные грехи. Грешили вместе (душа и тело), и наказаны вместе. Творили добро вместе, и прославлены вместе. Да сподобимся и мы преображения и спасения вечного с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.

28 августа (15 августа по ст. ст.)

Успение Божией МатериУспение Божией Матери — двунадесятый праздник. Успение по-русски означает: усыпание, сон. Смерть физическая, телесная—это отделение души от тела, а смерть духовная — это отделение души от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от Божества, потому и кончина Ее называется не смертью, а успением, и является праздником, хотя и не без скорби. Также и всем христианам, отходящим в тот мир, церковь просит: «во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи».

После вознесения Христа на небо, Матерь Божия, как известно из Евангелия, жила под попечением апостола Иоанна, ибо он стал нареченным Ее сыном, а Она ему нареченною матерью (Ин. 19, 26 — 27). По некоторым сведениям, Она после вознесения Сына Своего прожила еще около пятнадцати лет, — почти столько же, сколько и до рождения Его,

Первоначально праздник совершался 18 августа (по старому стилю), но в некоторых местах праздновался 15 августа (ст. ст.), и в этот день и установлено его праздновать.

По установившемуся преданию, день Ее кончины был Ей открыт от Бога. Она готовилась к нему. К этому дню чудесным образом были собраны апостолы, которые уже давно разошлись по земле, проповедуя Евангелие. На третий день после кончины Богоматери пришел ко гробу ее (гробнице) апостол Фома — но Ее тела там уже не было (некоторые это даже называют богородичным вознесением, но не название неправославно).

Успеньев день является днем окончания Успенского поста, и если он случится в среду или пятницу, разрешается рыба.

Через много столетий после явления Христа, в так называемые средние века и позднее, успением, сном уже называлась не смерть, а жизнь. Тогда говорили: жизнь есть сон, от которого человек пробуждается после смерти, после отделения души от тела.