<-- header__menu -->

Архитектура и описание Храма

Кого же можно считать авторами и строителями памятника?

Во-первых, это автор проекта архитектор Николай Федорович Алферов (1780-1840) - фигура необычная в истории русской архитектуры. Алферов причудливо соединял в себе черты любителя и профессионала. Богатый харьковский помещик Алферов за свой счет учился в Академии художеств, диплома не получил, потому что служить не собирался. Много путешествовал по Европе и Северной Африке. Архитектура Древнего Египта произвела на него огромное впечатление, что отразилось и в казанском проекте. Легенда гласит, что Алферов создал «коктейль» из египетской пирамиды, и греческой колонны. Действительно, архитектор был в «творческой командировке» в Афинах и Константинополе с 1803 по 1810г., но не был в Египте. Ему принадлежит собственноручная копия картины А. Плещинского «Памятник на берегу озера», выполненная в 1800 г., где изображен именно «казанский» памятник. Известны проекты пирамидальных церквей Баженова (1771г), Мельникова (памятник Петру I-1809 г.), Мартоса (маяк, нач. XIX в.) и самый удивительный - памятник-мавзолей Павлу I - увеличенный в объеме наш казанский храм. Конечно, Алферов все эти проекты видел, а побывав в Европе, познакомился и с другими подобными. Ни в коем случае это не умаляет значение нашего памятника - все-таки он был первый в России. В качестве архитектурного произведения (не говоря об историческом) - главный в Казани. Не зря подобное сооружение построено в Севастополе на братской могиле защитников города, после Крымской войны 1853-55 гг. А если вспомнить лесковских «Соборян», то и там упоминается такой образ - склеп в виде усеченной пирамиды. Новое - хорошо забытое старое. Однако Алферов создал только проект, надзор за строительством вел губернский архитектор Шмидт. Именно он сделал облицовку стен из белого камня. На общественных началах», но на высоком профессиональном уровне Алферов работал вместе со знаменитым Воронихиным на строительстве Казанского собора в Санкт-Петербурге, так же бесплатно он проектировал и казанский памятник. Однако, в Казани Алферов не был и непосредственно строительством не руководил. Главная роль в организации работы принадлежала настоятелю Зилантова монастыря Амвросию (Сретенскому), который все эти годы оставался и организатором как стройки, так и продолжавшегося сбора средств. Архитектором, наблюдавшим за постройкой был Михаил Емельянов, бывший казанский губернский архитектор, находившийся с 1810 года в отставке. Он добился этого назначения по своей инициативе и осуществлял свою деятельность безвозмездно.

Во-вторых, известный казанский архитектор П.Г.Пятницкий, который осуществлял реконструкцию памятника, так как при строительстве были допущены существенные недоработки.

Братская могила русских воиновПамятник представляет собой поднятую на высокий постамент двадцатиметровую усеченную пирамиду, высота которой равняется стороне квадрата основания-классический образец «золотого сечения», наиболее гармоничного размера в архитектуре (и геометрии). С четырех сторон он украшен греческими портиками с двумя дорическими колоннами. Когда-то его завершал золоченный крест, но не просто Православный, а изображение знака военного ордена-Георгиевского креста-самой уважаемой русской военной награды. Вмещал храм 150 человек.

По углам пирамиды расположены 4 кельи, а центральную часть занимал храм. Раньше, слева от входа висел портрет Царя Иоанна Васильевича, справа-императора Александра I и архимандрита Амвросия. При входе на солею был большой образ Спаса Нерукотворного, на котором снизу было изображение Спасителя, вручающего свой Образ Нерукотворный (Спас на полотне) юному царю Авгарю-история этого события. Иконостас, выполненный Пятницким, был очень скромным, икон немного, только между колоннами, как в сельском храме.

Под храмом был расположен склеп, в который вел сводчатый подземный ход, по спирали обходивший храм. С запада был вход в храм, в центре склепа стояла гробница с черепами и костями павших, над которой висела неугасимая лампада. По сторонам гробницы, над украшениями в виде военной арматуры были надписи: 1. «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоанн 15,13), 2. «Возлюблении и прекраснии, неразлучни, благоленки в животе своем и в смерти своей не разлучишася; паче орлов легки, паче львов крепцы» (2 Цар. 1,23) . В центре храма был сооружен решедчатый пол над склепом с останками воинов. Однако основная часть останков находилась внутри холма, человеческие кости, как выяснилось во время реконструкции 1830-1832 года занимали пространство на многие метры в глубину. Пол у склепа был деревянный — каменный, мог бы осесть. Храм-памятник павшим воинам является не только ценнейшим историческим объектом, но и значительным памятником архитектуры. Он выстроен в стиле ампир (иногда фигурирует термин «высокий классицизм»), пришедшим в Россию из Франции эпохи империи Наполеона. Для этого стиля характерна массивность форм, использование массивных портиков, заимствование мотивов архитектуры Древнего Востока (в данном случае - формы пирамиды).

Пятницкий понизил высоту памятника, добившись «золотого сечения», укрепил разрушаемые водой берега, перестроил своды и купол, с востока пристроил лестницу в 20 ступеней.

В 1834г. вокруг памятника устроили железную ограду на каменных столпах. В 1837 стены покрыли листовым железом и окрасили в черный цвет, а колонны и портики в белый. Крест был вызолочен.

Вокруг памятника , в ограде, хранились старинные каменные ядра и чугунные пушки-свидетели событий 1552 года. Около памятника на столбах под навесом висели колокола-один большой и несколько зазвонных.

В четырех кельях, расположенных по углам пирамиды, жили монахи, которые и служили поминальные службы по павшим воинам. Кроме ого, в храме служились и воскресенье и праздничные службы, в октябре, в день взятия Казани -«особая» Покровская родительская, отмечаемая только в Казанской епархии, проводился крестный ход от Кремля к памятнику.

Дополнительную живописность памятнику придало то, что после сооружения Кировской дамбы он оказался не на вершине холма, а на маленьком островке. В прежнее время вершина холма становилась островом только во время половодья -именно так, на острове, его любили в XIX веке рисовать казанские художники.

В 1930 году под руководством архитектора А.Г.Бикчентаева памятник «реконструировали»: был снят крест, сбиты и заштукатурены надписи, из интерьеров исчезло все, что напоминало о церкви. С тех пор радикальных изменений в судьбе памятника не было Последняя реставрация памятника была произведена Специальной Научно-Реставрационной Производственной мастерской Управления по делам Строительства и Архитектуры СМ ТАССР в 1954 году.

Храм до сих пор он нередко горит, загажен, имеются многочисленные подкопы и проломы, повреждения кровли, на стенах появились оскорбительные надписи и свастики.